Его имя знают все, кто хотя бы раз бывал в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый». Он играет и в детских спектаклях (таких как «Кто сказал «Мяу?», «Сокровище ледяной звезды», «Сказка про снежинку Машу»), и в постановках для взрослых. Зрителям запоминается его образ вольного Чика из немецкой пьесы «Чик. Гудбай, Берлин!» и влюблённого Ромео, ярко показавшего юношеский максимализм и отвагу в спектакле «Ромео и Джульетта».

17 ноября в новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» состоялась премьера спектакля «Руслан и Людмила». Актёр Алексей Коршунов в нём путешествует по миру юного Пушкина, по ещё неизведанным тропам.

Мы поговорили с актёром Алексеем Коршуновым о творческом развитии и ролях.

Как считаете, современный театр вытеснит со временем классические постановки?

Мне кажется, они будут существовать параллельно. Фундамент всегда должен быть, иначе театр рассыплется. Если темы нет — нет и спектакля. Классические постановки могут быть сделаны очень интересно и вкусно. У нас больше экспериментов, но это не значит, что нет драматургии, нет базиса. На одних спецэффектах ничего не поставить.

Как бы вы посоветовали человеку, который первый раз пришёл на современный спектакль, «считывать» его смыслы: на какие элементы постановки обратить внимание, чтобы всё происходящее не показалось сумасшествием?

Это зависит от человека. Чем больше он разносторонне развит, чем шире у него кругозор, тем он больше увидит, подчеркнёт для себя. Иногда бывали зрители, которые вставали с мест и выходили из зала, потому что ничего не понимали. На мой взгляд, это потому что они идут по своей определённой колее и не хотят свернуть с неё, то есть не готовы расширить своё мировоззрение и мировосприятие, взглянуть по-другому на привычные вещи. Если мне не понятно, я пытаюсь в этом разобраться, но бывают люди, которые считают: им не дано. Они живут в своём мире и не готовы никого в него пускать. Совсем другое дело – дети. Во-первых, это другое поколение. Во-вторых, они больше открыты, у них ещё нет этих жёстких рамок.

Вы любите поэзию и сами пишете стихи, насколько нам известно. Расскажите, какие основные темы вашей лирики, о чём вам хочется писать?

Это три основные темы: любовь, смерть и вера. Эти три единства присутствуют в моей поэзии. Моё первое стихотворение, а точнее песня была написана в 13 лет, и посвящена первой любви, как, наверное, и у многих. Сейчас в моём творчестве стало больше философских тем.

Поэзия – это увлечение, досуг или планируете когда-нибудь издать сборник?

Поэзией в чистом виде я не увлекаюсь. Мои тексты всегда рождаются с музыкой. Бывает в момент вдохновения песня рождается быстро. Один раз я написал песню, которая называется «Ливень», за время, пока шёл дождь. Тогда было настолько эмоциональное состояние, что песня родилась за час. Иногда бывает, что пишу припев, и только спустя несколько месяцев появляются куплеты. Написание песен – это творческий процесс и он всегда происходит по-разному.

Назовите любимых поэтов-классиков и наших современников.

Из классиков это, конечно, Маяковский. На мой взгляд, он очень лирический поэт, хотя многие его знают только как поэта-революционера. Бродский нравится ритмикой стиха, образами. Для меня важно погрузиться в мир писателя, чтобы найти отклики в себе. Также очень люблю Эдуарда Асадова и Роберта Рождественского. В их творчестве я нахожу ответы для себя. Из современных поэтов мне нравится Александр Васильев (солист группы «Сплин»). Я считаю, что он не только музыкант, но и поэт. Вера Полозкова, современная поэтесса – её творчество мне тоже близко.

Сколько времени уходит, чтобы выучить страницу текста?

Крайне редко зубрю текст. Репетиционный процесс длится 1,5-2 месяца. Всё это время я постоянно работаю с одним материалом. Он запоминается постепенно, но на очень долгое время. Когда выходишь на площадку, он активизируется и проявляется.

Какой из ваших персонажей был самым сложным для исполнения, погружения?

Трудно ответить, потому что я никогда не задавался таким вопросом. Безусловно, к каждому персонажу нужно найти свой подход: может быть, вытащить что-то из себя, вспомнить определённые чувства. Потом всё это дополнить к персонажу. Что бы понять своего героя, нужно в него погрузиться. Например, древнегреческий герой Ахилл. Нужно было понять его, учесть некоторые обстоятельства. Конечно, с первой репетиции это сделать нелегко. Эта профессия тяжела тем, что нужно жить на сцене, вживаться в роль, рождать живые эмоции и чувства.

Какие качества вы переняли от своих героев? Чему они вас научили?

Конечно, герои оставляют свой след, накладывают свои отпечатки. Все потому что эмоции были пережиты на сцене, как и в жизни.

Сколько в вас от Чика из немецкой пьесы «Чик, Гудбай, Берлин»?

Он такой хулиган, готовый поехать с Майком куда угодно. Иногда хочется все отпустить, почувствовать себя в таких ситуациях. Частичка Чика, безусловно, во мне есть. Мне кажется, это хорошо.

Помните своё обучение в НовГУ? Что из курса запомнилось больше всего?

Мне было интересно всё, потому что с детства я танцевал и играл на гитаре. Когда я поступил на театральное отделение, на базе музыкальной кафедры, там были все направления, которые меня увлекали. Учиться было очень интересно. Актёрское мастерство проходило в стенах «Малого» театра, и нашими педагогами были сами актёры театра, Данилов Андрей Иванович и Злобина Любовь Николаевна, заслуженная артистка России. Они передавали нам весь свой опыт. Хореографией мы занимались с прекрасным педагогом Фёдоровой Еленой Николаевной. Также я очень благодарен и педагогом с музыкальной кафедры – всё, чему они нас научили, пригождается нам в театре, это владение голосом и музыкальными инструментами. Всё, чем я занимался, меня наполняло.

Бывало ли такое, что хотелось бросить театр и заниматься чём-то другим?

Кардинально другое направление, наверное, нет. Мне нравятся люди, которые отлично владеют свой профессией. Плотник, например. Мне запах дерева безумно нравится. Освоить эту профессию было бы интересно, но работать постоянно – не думаю.

Мы тут спорили – вы рыжий или блондин?

Это зависит от настроения и времени года.

Кроме «Юности» в других танцевальных коллективах принимаете участие?

Нет, «Юность» это единственный коллектив, в котором я иногда танцую. Сейчас, конечно, я выступаю у них гораздо реже, потому что танец – это моё хобби и не всегда удаётся выделить на него время. Но бывает делаю собственные проекты.

Вы хотели бы создать свой танцевальный коллектив?

Наверное, нет. Всё-таки образование не позволяет. Для себя поставить номер я могу, и то чувствую, что начинаю где-то что-то подсматривать, не всегда могу придумать всё с нуля. А управлять танцевальным коллективом – это особый талант нужен и не каждому это дано. У меня другая профессия.

Критикуют ли ваши работы близкие? Обсуждаете ли вы с ними театр вообще?

Я рад, что могу со своими близкими обсудить те постановки, которые идут у нас в театре. Конечно, хорошо, когда есть конструктивная критика. Я всегда прислушиваюсь к мнению своих родных и друзей, осмысливаю его для себя, мне важен взгляд со стороны.

Вам больше нравится играть детские или взрослые спектакли?

По-разному. Дело в том, что есть свои нюансы. Например, дети всегда открыты, и гораздо сложнее удержать их внимание. Иногда на детских спектаклях сил тратишь гораздо больше. С ними интересно, они всегда реагируют по-разному. Мне очень нравится, когда они искренне удивляются. Бывает, покажешь фокус, а для них это магия. Видеть восхищенные, горящие глаза – одно удовольствие. Со взрослыми всё по-другому. Здесь другой уровень. Нужно показывать свой внутренний мир, заставить их думать.

Бывало ли так, что в один день нужно сыграть разных героев? Сложно переключиться?

Да, такое бывало. На актёрском мастерстве нас правильно учили входить и выходить из роли. Это позволяет достаточно быстро переключаться и не становиться «заложником» своего персонажа.

В этом году ёлки будут?

Конечно, будут. И для школьников, и для маленьких детей, начиная с годика.

Хотелось ли сменить круг общения?

Сейчас нет. Рядом находятся друзья и близкие. Я счастлив, что они со мной! Надеюсь, они ощущают моё тепло и любовь.

В каком российском театре вы хотели бы играть?

В том, в котором я играю! Мне очень нравится в «Малом», я думаю, нужно ценить то, что имеешь. У нас будет прекрасный фестиваль в 2019 году, на него приедут из многих стран. На мой взгляд, для жителей города – это праздник. Такие мероприятия нужно ловить и смотреть.

Для вас важно, сколько билетов на спектакль раскупили?

Для меня это неважно. Редко спрашиваю о том, полон ли зал. Конечно, когда зрителей много, создаётся определённое напряжение, энергетика в зале возрастает. Волнение есть всегда, просто в большей или меньшей степени. Приятно, безусловно, когда зал полон, но я всегда играю с одинаковой отдачей.

Чего не хватает театральной жизни Новгорода? Как приучить людей ходить в театр?

Театральной жизни города не хватает заинтересованности людей, которые бы её поддерживали и развивали на всех уровнях: и на административном, и на общественном! Приучить людей ходить в театр – другое дело. Это зависит от людей, от их желания напитывать себя интересными темами, развивать свой внутренний мир. Это, наверное, должно идти из семьи, когда родители приводят своих детей в театр и сами ходят, некая преемственность! А театр, конечно, должен увлекать зрителя своими постановками, теми мирами, которые рождаются на сцене, вызвать интерес и желание у зрителя приходить ещё.

Что бы посоветовали людям, которые хотят раскрепоститься, не боятся выступать на людях? Дайте советы из личного опыта.

Для тех, кто хочет выступить перед зрителем и делать это свободно и без зажима, скажу, что волнение, лично у меня, всегда присутствует. Это нормально. А вот паники быть не должно! Один из способов – представить, что вы выступаете перед близкими друзьями, которые всегда рады вас поддержать. Конечно, нужно хорошо готовиться и репетировать, это тоже придаст внутренней уверенности и избавит от лишнего волнения. Если присутствует страх перед выступлениями, но есть желание выступать, значит нужно чаще это делать, тогда вы постепенно привыкните и каждый раз волнения и страха будет всё меньше.

Фото:  Алексей Малоземов Ольга Михалева