Над тем, где будет поставлена запятая, с 19 марта рассуждают просвещённые умы не только Новгородской области, но и там, далеко-далеко... наверху. А на днях один из анонимных телеграм-каналов (по некоторым данным, черпающий информацию прямо из кабинетов высокопоставленных новгородских чиновников) не удержался и напророчил как минимум «ещё одну отставку (районного главы, ранее Лариса Паюк в Чудове не пошла на второй срок – прим.ред) и горизонтальные перемещения и даже повышения. Это произойдёт, скорее всего, постепенно, но без внимания не останется никто». Вот и сетевое издание «ВНовгороде.ру» решило дать возможность высказаться экспертам.

Александр Власов, журналист, политтехнолог:

Эта информация может иметь отношение к реальности. Такое уже было в 2011 году, когда экс-губернатор Сергей Митин решил найти «козлов отпущения» в районах, тогда последовали отставки глав в Окуловке и Боровичах. И что мы видим: по-прежнему эти районы в рейтинге и по явке и лояльности к кандидату от партии власти отстают. Здесь более глубинные процессы заложены, и одной сменой главы вопрос не решить.

В Окуловке, Чудове и Малой Вишере нет работы, а люди вынуждены уезжать на заработки и искать счастья в чужих далях, в частности, Москве и Санкт-Петербурге. На мой взгляд, да и опыт показывает, что смена главы вряд ли приведёт к положительным процессам. Кроме того, встаёт вопрос, а есть ли этим главам замена.

Может Андрею Никитину следует оборотиться на себя, нежели искать виноватых в районах? Посмотреть на себя и свою команду: Сергея Сорокина, который отвечает за политический блок, находится ли он на своём месте, а также заместители – Захар Ляшук, Анна Бирюкова, Юлия Слуцкая. На мой взгляд, результат по явке и отданному числу голосов за Владимира Путина – это прежде всего вина этих лиц. Именно они не смогли обеспечить достойного результата, потому что, на мой взгляд, являются паркетными чиновниками, не умеющими работать с населением, избирателями непосредственно по месту жительства. Надо как можно чаще встречаться с людьми и брать пример с Михаила Прусака, который в начале своей карьеры в 1990-ые годы ездил по районам и пользовался огромным авторитетом, особенно среди сельчан.

Для Новгородской области снижение явки за 6 лет на 1,37% – это позор. И тут возникает вопрос: а зачем было менять Митина на Никитина? Ведь в Кремле надеялись, что Андрей Никитин, получив знания и опыт в АСИ, сможет их применить, однако новый губернатор, по моему мнению, расписался в собственном бессилии, неумении работать с людьми. Хотя первый тревожный звонок прозвучал в сентябре прошлого года, когда свой голос за Никитина отдал лишь каждый пятый избиратель, имеющий право голоса, т.е. 4/5 электората отказались высказать поддержку выдвиженцу Путину. Уже тогда нужно было задуматься. Хотя при этом президент, – и надо отдать ему должное, сделал всё, чтобы Андрей Никитин легче и быстрее освоился на чужой для него территории. Вопреки миллиардной помощи из центра в Новгородской области произошло снижение явки. Для меня это удивительно при таком внимании, уделённом внимании нашей маленькой (0,4% населения в масштабах страны) многострадальной области. Крайних нужно искать прежде всего не среди глав районов, которые и так работают день и ночь, делая много полезного для своих районов: та же Лариса Паюк, Николай Маслов и Сергей Кузьмин. Все они, я считаю, находятся на своём месте. Не каждый новгородец сейчас готов покинуть областной центр и поехать в глубинку работать, поднимать её.

Сам Андрей Никитин привёл область к такому результату своей политикой. Взять хотя бы его странную административную реформу с появлением министров, которые просто вызвали насмешку у большинства людей. Взять ту же Псковскую область, там по-прежнему комитеты и администрация, но они и без министров почему-то показали намного лучше результаты и по явке и по числу голосов за Владимира Путина, причём Михаил Ведерников занимает пост главы региона только с осени 2017 года.

А что касается слухов про скорый отъезд в Москву – так это не более чем домыслы, ему возвращаться в столицу просто не с чем.

Алексей Громский,  представитель АПЭК в Новгородской области:

Время подвергнуть качество работы глав муниципальных районов Новгородской области действительно подошло. Не сказал бы, что это связано исключительно с итогами президентских выборов, по итогам жители всей Новгородской области показали достойную активность. Просто даже избранные параллельно с вхождением в курс новой управленческой команды, весной прошлого года, главы уже имели возможность продемонстрировать эффективность своей работы.

Губернатор Андрей Никитин не раз демонстрировал, важнейшей функцией главы муниципалитета является поддержание контакта, прямого диалога с гражданами. Важно, чтобы глава района был не просто формальным руководителем, но лидером местного сообщества. Также важно, чтобы руководитель муниципалитета не просто рапортовал о проблемах «в центр» и с протянутой рукой ждал бюджетных ассигнований, но был способен вместе с гражданами вырабатывать решения накопившихся проблем, брать на себя организацию и исполнение этой работы.

Увы, некоторые руководители наших муниципалитетов подобных умений не демонстрируют. Я не буду сейчас составлять какой-то список, но беглого мониторинга новостей последних месяцев достаточно, чтобы понять, кого руководство области «взяло на карандаш». Та же интенсивность обращений на «Вечевой Колокол» и характер проблем, о которых пишут на портал люди, также может и должна быть учтена при этом.

Ясно, как и предписывает законодательство о местном самоуправлении, ротация корпуса глав муниципалитетов может проводиться только после учёта мнения граждан, позиции местного сообщества. Что перекликается и с основной задачей руководителя муниципального района – находиться в постоянном диалоге и соработничестве с гражданами по вопросам улучшения качества жизни местного сообщества.

Сергей Маркелов, политический советник, генеральный директор коммуникационного агентства «Маркелов Групп»:

Совершенно очевидно, а я это прогнозировал в федеральных СМИ как эксперт отчасти по вашей территории, что человек, возглавивший сейчас область, заточен и приехал работать на экономику, но от политики уйти ему не удастся. Можно сколько угодно открывать кванториумов, проводить социологические и экономические исследования, но политика не менее важна, тем более в Новгороде. То, что результат будет не очень хорошим по итогам выборов, я предполагал и вот почему: самому губернатору управление политическими конструкциями не интересно, эта функции отдана на откуп Сергею Сорокину, он занимается политическими регуляциями, т.е. является политическим менеджером, а экономического менеджера – Андрея Никитина только информируют о том, что делается. Однако, к сожалению, первый замгубернатора тоже пришёл не из политических структур.

Отмечу, что главный политический мем, который транслировался в регионе на эти выборы: никаких вбросов, не дай Бог, хоть один бюллетень пролетит не так, как надо: только народ, КОИБы и чистое голосование. Допускаю, что его мы и получили. Сейчас у новгородской управленческой команды появился козырь, на который сработали не «левыми методами», а прямой работой с руководителями территорий, без использования жёсткого стиля, который использовался в предыдущие годы.

Другой вопрос: будет ли вмешательство в муниципальные выборы теперь? Да, будет! Допускаю, что на ряде территорий вертикаль власти перетряхнут.

А как область сейчас выглядит в глазах АП: середнячки и ниже среднего. Но нужно понимать, что, возможно, новгородская команда осознанно выбрала этот путь. И Новгородская область попала в разряд, условно назовём его, честно проголосовавших: система использовалась минимально, команда новгородская пошла на чисто политический эксперимент и получила то, что получила. Не лучший вариант по итогам – третий с конца по СЗФО. Но методы и инструментарий – осознанно сделанный выбор. И, по моему мнению, это произошло потому, что пока ещё эти люди не стали политиками.

Роман Золин, бизнес-консультант, эксперт научно-экспертного совета Общероссийского Конгресса муниципальных образований по вопросам стратегического развития территорий:

Ожидания кадровых перестановок в органах власти всегда возникают после каждого электорального цикла. Однако я бы не стал связывать предполагаемые отставки глав отдельных муниципальных образований с результатами последней выборной кампании. Для смены руководителей некоторых районов области существуют куда более весомые причины, чем расхождения нескольких процентов в избирательной статистике.

Например, ещё с конца прошлого года обсуждалась возможная отставка главы Старорусского района Василия Бордовского. Причиной сложения полномочий может стать низкая управленческая эффективность районной администрации при освоении федеральных средств, поступивших в район от Министерства культуры на создание туристско-рекреационного кластера «Старорусский», объекты которого до сих пор не введены в эксплуатацию.

Тем не менее, в нашей стране, где корпоративная преданность руководству зачастую ценится больше, чем компетентность, возможно всё, в том числе и увольнение чиновников в виду «политического несоответствия». Если это всё-таки произойдёт, то только с главами, к которым уже были претензии ранее, и «слабые» показатели на президентских выборах станут лишь триггером для возвращения к решению давно назревшего кадрового вопроса.

Однако при реализации подобного сценария следует учитывать несколько факторов, которые способны увеличить управленческие риски в территориях, а также осложнить взаимоотношения областного правительства с главами муниципальных образований.

Первый из них — это фактор справедливости. Формально глава муниципального образования не может отвечать за результативность федеральной выборной кампании. Ни по уровню полномочий, ни по уровню компетенций. Показатели его эффективности относятся только лишь к решению вопросов местного значения. Увольнение кого-то из глав по политическим причинам будет воспринято представителями муниципалитетов как несправедливое решение.

Второй фактор связан с предстоящей осенней кампанией по выборам в органы местного самоуправления. Уволить любого главу несложно, трудно ему найти профессиональную замену. Почти все муниципальные образования сегодня испытывают серьёзный кадровый голод. К тому же, менять руководителя района или муниципального образования за полгода до выборов, на которых предстоит избрать почти 1500 депутатов представительных органов власти — крайне опасная стратегия. Можно легко потерять политический плацдарм на территории, если кадровые решения окажутся неверными.

Третий фактор заключается в том, что проблемы муниципальных образований системные. Они гораздо шире и серьёзнее, чем проблемы с личной эффективностью или политической лояльностью отдельно взятого муниципального чиновника. И решать их следует тоже системно. Например, ситуация с водой в Поддорье — это вопрос не только компетенций главы района, которого, кстати, не так давно сменили. Это целый спектр системных проблем, таких как вопросы, связанные с разграничением полномочий, соответствие бюджетов полномочиям, тотальный износ инфраструктуры и так далее. За всё это не может отвечать лишь один человек.

Михаил Шимановский, политтехнолог:

Регион действительно показал один из худших результатов по явке избирателей. В администрации выборы традиционно курирует зам губернатора с полномочиями по внутренней политике. Сейчас это первый замгубернатора Сергей Сорокин. По предварительной информации ему придется расстаться с этими полномочиями. Возможно, сделают стрелочниками кого-то из глав районов, хотя в этом нет резона – они привыкли исполнять установки куратора внутренней политике, а если он плохо владеет предвыборным процессом, а то и самоустранился от него, то это не проблема Глав.

Ксения Черепанова, председатель Новгородского регионального отделения Движения «Голос»:

Должна отметить, что невысокие показатели явки на выборах президента не только отражают недовольство жителей и их неверие в позитивные изменения в Новгородской области. Это ещё и свидетельство того, что районные чиновники, где зафиксирована наименьшая явка избирателей, не вмешивались в ход голосования, а избирательные комиссии провели выборы и подсчёт голосов без грубых нарушений и фальсификаций. Наоборот, сомнение вызывают результаты голосования в малочисленных Волотовском, Мошенском и Хвойнинском районах, где на избирательные участки пришли от 65 до 67,5% избирателей. При этом за три недели до голосования председатель ТИК Волотовского района Надежда Иванова на заседании областного Избиркома заявляла, что из 3 500 избирателей, более 1 000 не проживают по месту регистрации, а потом район вдруг становится рекордсменом по явке. Обращает на себя внимание и тот факт, что наибольшая явка отмечена на тех избирательных участках, где не были установлены камеры видеонаблюдения.

На мой взгляд, странными выглядят попытки Андрея Никитина и правительства Новгородской области списать провал явки на выборах Президента России на глав муниципальных районов. Полагаю, причина – в другом – губернатор за год работы не смог выстроить модель, при которой муниципалитеты смогли бы получить достаточное финансирование для исполнения полномочий по ремонту и содержанию местных дорог, благоустройству, содержанию учреждений образования и культуры, расселению аварийного жилья. Жизнь в наших районах, к сожалению, не улучшается, и винить в этом только муниципальные власти с их нищими бюджетами несправедливо. Нельзя требовать от глав, которых «назначали» совсем под другие задачи, самостоятельности и инициативности. Они – исполнители, ждущие указаний сверху, а директивы из центра перестали поступать. Срыв конкурса на главу Чудовского района и проблемы с проведением конкурса в Парфине говорят именно об этом – о разбалансированности системы управления в регионе и углублении разрыва между региональной и местными властями, которые просто перестали понимать друг друга.

Алексей Чурсинов, заместитель председателя Новгородской областной Думы:

Пересмотр корпуса глав муниципальных районов назрел уже давно. И вопрос не в результатах прошедших выборов на муниципальном уровне, вопрос в профпригодности и компетентности некоторых глав, возглавляющих муниципальные районы Новгородской области. При этом некомпетентность, назначенных в последнее время глав, в большей мере ставит под сомнение действующую процедуру избрания глав муниципальных районов. Особенно это важно ввиду предстоящих выборов мэра Великого Новгорода. Насколько компетентный придет человек на управление региональной столицей?

Александр Жуковский, социолог:

В очередное чудо верить хотелось... Но опять не случилось. Поиск виноватого в стране продолжается. Президента на выборах отстояли, и поиск переместился на привычные, «тренированные» нижние этажи власти. В такой «толкучке» основным ответчиком всегда остаётся население.

В данном случае «сценарий» повторяется. Лица, представляющие уровни в административном и политическом управлении, в очередной раз упражняются в виртуозности... не остаться в цепочке виноватых последним.

Прошедшая избирательная кампания решила для страны некоторые абстрактные проблемы («ремонт» мнений и впечатлений), организовала паузу для поиска рациональных трансформаций, но не затронула решение уже перезревших текущих и перспективных материальных проблем большинства. Для квалифицированных экспертов уже давно понятно, что проблемы развития страны сосредоточены не на нижних этажах системы государственного управления и внимание обращено прежде всего к эффективности регионального уровня управления и выше. Отсюда, ожидать рациональных движений нужно в этих горизонтах. Система власти страны не менялась, безнадежно устарела, новые лица тупо выполняют отжившие своё функции и к рациональным изменениям не приведут. Любой, вновь назначенный (или выбранный), будет хуже предыдущего. Пугать зачистками муниципалов просто нерационально.

Потенциал регионов (муниципалитетов) к саморазвитию подорван и ожидать, или требовать от него движения не возможно. «Заплатки» в виде неких продуктов от внешних производителей интеллектуальных продуктов типа АСИ, Сколково и других «нано» группировок уже просто накладывать в регионах не на что. Изношенная местная инфраструктура, социально, политически запущенное население не лучшие фундаменты для «столичных» инноваций и представлений центра о должном и нужном.

Фото: с сайта pixabay и из личного архива экспертов