24 марта в 14 часов в молодежной библиотеке БЦ «Читай-Город» (Кочетова, 37) начнется последняя в сезоне 2018-2019 встреча цикла электроакустических квартирников «Нотословие». На этот раз мероприятие объединит творческих людей из Москвы, Питера, Чехова и Великого Новгорода. 

«Нотословие» – культурно-развлекательный интерактивный развивающий проект. Участники встреч – не только музыканты и поэты, это представители разных видов творчества: художники, фотографы, скульпторы, актеры, танцоры и так далее. Концерты часто совмещены с выставками, театральными постановками и прочим. Этот раз – не исключение. 

«Нотословие» – события фестивального типа с теплой дружеской атмосферой единения интересных личностей. Но основа – это, всё-таки, ноты и слова. 

Мартовская встреча будет посвящена авторской песне, фолк-року и народным мотивам в творчестве. Участники концерта: автор-исполнитель песен Сергей Дмитриев, казачий ансамбль «Терек», группы «Знак ветра», «Shedda» и «Сойма». 

Участников и посетителей «Нотословия» каждый раз ждут памятные подарки. Три фотографа фиксируют ход встречи и потом представляют в Интернете свои репортажи. Ведется видеозапись. После мероприятия каждый может увидеть себя и понравившихся музыкантов, поэтов на видео и в лентах замечательных фото. Все это остается на добрую память. Вход на концерты - традиционно свободный! 

Но давайте подробнее остановимся на участниках грядущего мероприятия, познакомимся с ними чуть лучше. Это интересные люди, творчество которых заслуживают внимания. 

Начнём с гостя из города Чехов – Сергея Дмитриева. Сергей – автор и исполнитель песен, фронтмэн рок-групп «Берлога», «Аптагай», трибьют-группы Muse – «Showbiz», лауреат районных, областных, межрегионального и парочки международных конкурсов авторской песни. Участник фестивалей «Шокофест», «Платформа», «Купала на Рожайке», «Быть добру», «Рамонский родник», «ДрФест», «Теза», «Даждь» и других. Более 20 лет на сцене с авторским материалом.

Мне кажется, что творчество Сергея очень запоминается. Оно разное, но есть свой почерк и стиль. Яркое, эмоциональное, наполненное мыслями, переживаниями, внутренней борьбой, попытками понять и принять. Надлом, надрыв, бешеная энергия - в вокале, в композициях, в сюжетах песен. Честные слова, от души, от сердца и нерва. Рядом сочная лирика, больные социальные и глубоко философские тексты. Все это живое, откровенное, от того, наверное, трогает.

 

Представьте, что будет, если «The Prodigy» сыграть с гуслями, а из старинного французского танца – сделать акустический драм-н-бейс? Задорные кельтские мотивы и задумчивые скандинавские баллады, разудалые морские песни и неожиданные кавера – всё это, щедро приправленное фолк-роком, входит в репертуар новгородской группы «Shedda». И, конечно, авторские песни собственного сочинения на родном языке присутствуют.

Группа была образована в 2006 году. Вначале исполняла традиционную музыку, но затем пришла к эклектике на базе арт-фолка. Идеи, тексты, мелодии – из всего этого участники коллектива пробуют сделать нечто особенное, экспериментируя с составом инструментов, с музыкальной алхимией.

Состав группы: скрипка – Мария Лебедева; флейта, вистл – Никита Антонов; блок-флейта, кларнет, гусли - Дмитрий Бастрыкин; гитара, вокал – Андрей Алексеев; бас, контрабас – Яков Эннс; ударные, перкуссия, вокал – Максим Лазин. Руководитель коллектива – Наталья Счастливцева.

Добротный коллектив, хранители традиций, ансамбль из северной столицы под звучным названием «Терек». Вот что говорит о нем один из его основоположников Леонид Белов:

- Коллективу в этом составе – 15 лет. В нашем случае – это казачья община. При различных обстоятельствах состав достигает 15 человек.

Исполнители пришли разными путями. Белову и Даруеву довелось участвовать с Новгородскими кулачниками в последних экспедициях по Кавказу, где ещё успели записать первичных исполнителей песельников, несущих истинные дореволюционные традиции казачьей кавказской культуры.

В репертуаре, в основном, песни казаков Северного Кавказа. Но для понимания особенностей именно казачьей песни в Русской цивилизации – исполняем песни Сибири, Дона, Украины, Кубани…

В Новгород приедет взрослый мужской состав – 4-5 человек.

Должен поделиться впечатлением. Зашел в Интернете на страницу ансамбля и удивился тому, что услышал и увидел. Повеяло чем-то светлым, добрым, монументальным. Чем-то близким. Не часто сегодня сталкиваешься с таким творчеством, ясным, корневым, сердечным. Встреча с этим коллективом обещает быть очень интересной, познавательной. Да и по внутренним ощущениям – то будет нечто особое.

 

Группа «Знак Ветра» была образована в 2010 году в городе Москве. Свой музыкальный стиль коллектив определяет как «шаманский рок». Репертуар команды, по большей части, основан на авторском материале ее лидера – Александра Шумова. Для творчества характерны глубокая смысловая нагрузка и необычная образность текстов – слова заплетаются в картины с множеством тонких граней и слоев, картины, отображающие, в первую очередь, не сюжет, но состояние. Многие песни похожи на заговоры-заклинания, а в какой-то мере – ими и являются. Музыка «Знака Ветра» направлена на то, чтобы создать у слушателя определенное ощущение-состояние, погрузить его в другой Мир – из которого он выйдет изменившимся. Искания Духа, выбор Пути и обретение Гармонии с собой и с Миром – вот то, о чём говорят музыканты своим слушателям.

Известны музыкальные записи коллектива: «Уйду я древней тропой...» (интернет-сингл, 2014), «Дорога в Небо» (EP, 2015).

Основной состав группы:
Александр «Тов.Маузер» Шумов – вокал, гитара, гусли, горловое пение, автор песен; Кирилл «Кир» Таинственный – флейта; Софья Сим – виолончель; Юрий «Хвост» Баркан - перкуссия.

Помимо основного состава, на различных концертах с коллективом периодически играют друзья-музыканты, в разное время принимавшие участие в музыкальной деятельности группы.

Если начать перечислять фестивали, в которых приняли участие музыканты, это займет минимум полстраницы текста. Вот лишь некоторые из них: «Зиланткон», «Иван Купала», «Купала на Рожайке», «Грушинский», «Тайбола», «Прелюдия», «Зимородок», «Платформа», «Устуу-Хурээ», «Баранка», «ВолК», «Мельница на Юшуте», «Встреча на Волге», «Высоцкий и Сибирь», «Ветер Вверх», «Шагал», «Folk Summer Fest», «Расскажи мне о море» и та далее.

«Знак ветра» – лауреат «Рок-Лаборатории» «ФЕСТОСа-2014». Лидер группы – Александр Шумов – победитель «Менестрельника» в номинации «автор» на «Зилантконе – 2014», обладатель «Гран-при» фестиваля «Высоцкий и Сибирь – 2017».

 

Новгородская группа «Сойма» - одна из самых загадочных и притягательных, магических, завораживающих и медитативных в своем роде. Хотя и рода этого, пожалуй, нет, поскольку они особенные и ни на кого не похожи. На вопрос, что исполняется коллективом – ответ, чаще всего, простой, короткий и на удивление необъятный по своему содержательному компоненту: «песни Великих степи, тайги и тундры». 

Состав коллектива постоянно разрастается, это уже, практически, мини-оркестр, только очень специфический: Сергей Зубарев - топшуур, голос; Антон Скальдов – гусли, скрипка, голос; Андрей Николаев – армянский дудук, голос; Пётр Шеронов – хомусы, голос; Алексей Малозёмов – перкуссия; Вася Харитонов – баян; Наташа Скворцова – виолончель; Виталий Брик – голос, перкуссия. 

Музыканты о «Сойме»:

«Сойма» мечтает играть музыку народов России, но пока получаются только песни Великой степи (Калмыкия) и песни на русском языке собственного сочинения. При этом мы активно используем горловое пение (а куда ж петь о природе – да без него?!), сибирские бубны, хомусы хакассов, алтайский топшуур, армянский дудук, новгородские гусли. Сейчас у нас появились еще и баян со скрипкой, виолончель. Глядя на набор инструментов, можно подумать, что мы поём какую-нибудь безумную изотерику с хангами и диджериду, носим широкие индийские портки, рассуждаем о чакрах и проводим лето на попсовом Гоа, например. Но на самом деле все это ерунда: мы самые, что ни на есть русские парни… Ну, плюс - Наташа с виолончелью! Ха! Наш певец горлом Сережа и вовсе приехал в город из рабочего поселка Пестово, и мы всегда любим повторять: можно было вытащить Серёжу из Пестова, но вот Пестово из Серёжи – никогда! Все мы работаем строителями, инженерами, художниками, переводчиками, врачами и играем хоть и этническую, но довольно простую и местами нарочито примитивную – действительно народную музыку. А широкие портки (и то русские, а не индийские) у нас носит только гусляр.

Мы принципиально не поём о какой-нибудь любви к женщине, о своих каких-то истерических переживаниях и высоких материях. Вместо этого мы используем так называемый чукотский подход: больше петь о природе, том, что поистине радует. Одна наша поклонница написала нам, что некоторые наши песни – лечат. Мы в этом не разбираемся, но если для кого-то это так – то и ладно, нам еще и лучше. Поёшь себе о ветках ивы над рекой – а кому-то еще и легчает при этом. Короче, что видим – о том и поём. И даже если мы исполняем, например, калмыцкий эпос, то берем ту часть, где описывается природа, вечное прекрасное место.

Что касается авторских песен, то мы стараемся их жёстко фильтровать: и если получается что-то депрессивное, нездоровое, психологически-девиантное – мы просто выбрасываем это, освобождая место чему-то более светлому. Нам кажется, что человек не должен изливать свой негатив на людей. В мире и так много депрессии, тоски и нездоровья: зачем его плодить еще и песнями – совершено не ясно. 

Так же мы не поём о страстных переживания, например, таких как влюблённость. Все страстные желания ослепляют человека, привязывают его и делают еще более зависимым от причин и условий. Страсть не оставляет места любви без желания обладать и подчинять. Со страстью нужно бороться, а не воспевать её, романтизируя и украшая. Потому если у нас вдруг появляется песня с привкусом страсти – она тут же отправляет под замок, и мы снова поём о лесах и реках, полях и океанах, немного грустной, но светлой осени или суровой зиме.


Вообще, всякие реки, берёзы и сосны – это завсегда в радость. Не говоря уже о собаках и лошадях (которые тоже являются героями наших песен). В общем, нам цензура никакая не страшна – потому что мы сами себе цензура. Идеологический отдел и министерство культуры. 

Нам уже больше года, за это время мы кое-где успели поиграть. Так, пару раз новгородский режиссёр Даниил Донченко вырывал нас с наших огородов и усаживал на большую сцену – играть на фестивале музыкальных древностей «Словиша» с некоторыми весьма именитыми товарищами. А около года назад мы просто интереса ради отправили заявку на всероссийский фестиваль «Музыки мира» и неожиданно заняли первое место по мнению жюри. В то же время, первое место по мнению зрителей заняла крутейшая тувинская группа. И вот «Сойма» и «Хоомей бит» в итоге играли концерт в центре Санкт-Петербурга. Вот это был по-настоящему здорово. 

Что касается квартирников. Довольно часто нам нравится играть в небольших помещениях, где все свои. Где можно почувствовать настоящее тепло от публики – это не может не радовать. Вообще, парадоксально, но иногда маленькие, неформальные концерты дают гораздо больше, чем даже самые именитые и крупные фестивали. 

Вот такой музыкальный калейдоскоп авторской и народной музыки ожидает гостей весеннего «Нотословия». Теперь несколько слов о немузыкальной части. 

В рамках «Нотословия» Серж Була в соавторстве с Михаилом Даниловым и студией «Знаки» представят выставку резных масок и каллиграфии «Благая мастрота». 24 марта они придут и ответят на вопросы посетителей события.

На выставке представлено более 30 резных масок. Среди них русские сказочные фольклорные персонажи, представители всевозможных «слоёв» русского языческого пантеона. Это уже шестая по счёту выставка Сержа и Михаила в стенах «Читай-Города», в период с 2012 по 2018 годы новгородцы могли ознакомиться с масками народов мира, в том числе - с японскими, кельтскими, масками индейцев северного и южного американских континентов, а также другими коллекциями.

Изначально маска служила обрядовым символом и только со временем превратилась в декоративный элемент, являющийся частью народной традиции. В далеком прошлом с помощью масок волхвы излечивали людей от разных недугов, заговаривали маски на защиту жилища от «нечистых духов». В каком-то роде маска являлась своеобразным способом познания жизни. В экспозиции «Благая мастрота» представлены в свободной, творческой форме игровые, обрядовые и просто декоративные маски языческой Руси. Оригинальность резных деревянных масок посетители смогут оценить на контрасте фактур, яркого цвета, декоративных элементов, использованных в оформлении экспозиции.

Соавтор Сержа Була, Михаил Данилов, представит на выставке семь рукописных текстов старинных русских заговоров «на все случаи жизни», выполненных так называемой «скорописью». Сам же проект «Благая мастрота» - очередная коллекцию работ авторов в рамках более масштабного проекта с общим названием «Новый Фольклор», который существует с 2012 года.

 

Помимо этого в ходе «Нотословия» пройдут два мастер-класса от новгородских мастеров - создателей изделий ручной работы: мастер-класс Ирины Дмитриевой по традиционной игрушке «Ангел»; Виктория Кучеренко будет ждать маленьких рукодельников, чтобы вместе с ними своими руками сделать яркую лоскутную куклу «Веснянку», которую весной дарили на счастье мамам, бабушкам и подругам. 

Фотографы на встрече – Карина Полякова, Светлана Разумовская, Николай Насонов. 

Организаторы – арт-проект «KVADRAD» и библиотечный центр «Читай-Город». 

Пока на улице ещё холодно и тоскливо, здесь – тепло и радостно. Развлекут, дадут пищу для размышлений, ещё и угостят чаем со сладким. Про подарки уже писал – раздают. Кроме того, тут возможны интересные знакомства, никто не застрахован от обнаружения единомышленников и новых друзей. Это целое приключение, карнавал авторского творчества, праздник для души. Думаю, стоит заглянуть. Вдруг произойдет что-то особенное, вдруг услышишь песню, которая повлияет на твое миропонимание, вдруг увидишь человека, которого захочешь видеть каждый день. Интернет и «зомбоящик» никуда не денутся. Нужно чаще встречаться с хорошими и умными людьми, видеть их улыбки, чувствовать настроение, слышать живые голоса: жизнь станет ярче, богаче и счастливее…