4 и 5 августа на стадионе «Центральный» в Старой Руссе оживёт история: здесь пройдёт  V фестиваль средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел «Княжья Братчина». «ВНовгороде.ру» знакомит вас с его участниками. 

Сегодня мы общаемся с дружиной фестиваля, Объединением реконструкторов раннего Средневековья «Из Варяг в Греки». Мы узнали, нужно ли женщине сражаться, чем заняться в реконструкции, если не хочешь бороться и что общего у «лихих» 90-х и с X веком.   

На наши вопросы отвечает Василий Лялин, участник команды организаторов, координатор боевой программы.  

Говорят, вы на «Братчине» не просто участник. 

Да, уже три года я езжу на фестиваль и второй год в качестве соорганизатора. По первости здесь была «сборная солянка»: это, конечно, весело смотрится со стороны, кажется, что  всё хорошо, но качество реконструкции падает. Я нашёл режиссёра, поговорил с ним, а тот в ответ сказал: критикуешь – предлагай! Тогда я предложил: давайте ограничимся эпохой викингов. Время это интересная, с открытыми социальными лифтами, когда ты можешь подняться из грязи в князи и, кстати, наоборот. В прошлом году нас приняли дружелюбно, в этом году, надеюсь, так будет тоже.  

И в этот раз вы едете на «Братчину» со своей командой, совсем новой. Вам, кажется, меньше года. Сколько людей входит в состав вашего объединения? 

В составе семь человек, пять взрослых и два ребёнка. 

Детям тоже нравится?

Детишек выезды привлекают. Современные дети сильно ограничены даже в обычном гулянии на улице, а на природе почти всегда лучше чем в интернете.

В составе есть женщины и чем они занимаются?

Да, есть, жена моего товарища. Она занимается как женским делом – готовит кушать, и даже сражается. У неё есть кольчуга, изготовленная специально по женской фигуре под заказ, с выточками. 

То есть она бьётся наравне с мужчинами?

На многих фестивалях главный камень преткновения – пускать ли женщин на поле? Иногда даже прописано в правилах: допускаются только мужчины. На «Княжьей братчине»такого нет, так что формально мы не можем им отказать. Вообще я знаю минимум трёх барышень, которые ходят в бой.  

Кроме боёв чем ещё занимаются реконструкторы? 

Есть распространённое мнение, будто реконструкция – это только битва. А вот что происходит до неё, огромный этап подготовки, обычно остаётся «за кадром». К примеру, в моём костюме все детали взаимосвязаны. все  относится к строго определенному периоду. Кстати, недавно мы поставили интересный эксперимент, сшили штаны из ста локтей ткани. Один локоть – это примерно 45 сантиметров. Это так называемые «штаны высокомерия», раньше они как бы говорили: посмотрите,  я богат. В ту эпоху люди одевались по принципу «дорого-пёстро-богато». По одежде можно было определить, удачливый ты вождь или нет, стоит ли с тобой идти в поход. 

В реконструкции есть такая пословица «Реконструкция от Адама до Потсдама». Она многогранна, есть целый спектр направлений, и каждый может найти что-то своё. Кому-то – походы, кому-то одежда, а кому-то и древняя кухня. Там есть над чем задуматься: под нашу эпоху морковь и картошка не подходят. Остаётся репа, лебеда и прочие вкусности. Всё это – гимнастика для ума. Хочешь сшить себе, к примеру, кафтан, а где взять информацию, если в целом виде он не найден? Начинаешь искать перекрёстные источники. Располагает к раздумьям. 

Иногда складывается впечатление, что реконструкторы – довольно закрытая группа и туда непросто попасть.

Среди моих знакомых реконструкторов есть семья, где оба супруга – водители трамвая. Никто не говорит, что нужно осилить всю тему за один сезон. Понемногу, по кусочкам ты двигаешься к своей цели. Это также как с бородой, ты имеешь желание её отрастить, но нужно ещё и время. 

Часто люди приходят в реконструкцию, задаваясь вопросом, а кем были мои предки, кто жил на моей земле. Один знакомый увлёкся эпохой Второй мировой войны, поехал на Карельский перешеек. Там в одной заброшке нашёл котелок, забрал с собой. Дома, когда очистил, оказалось, что он времён Первой мировой. Его задело, теперь он изучает и эту эпоху.       

Для нынешней «Братчины» вы подготовили какой-то новый проект. Что это будет?

Он называется «Погружение». Рассчитан на тех, у кого есть желание ощутить, как всё было. Представляете, можно будет переночевать ночь в шатре на свежем сене. Потом встал, достал заранее заготовленную бересту, костерок развёл, котелок поставил, чаю сварил. Настоящее приключение! За скромную денежку. 

В общем, есть цель показать людям, что история – это не только сухие учебники 

Наша задача – заинтересовать человека, пробудить интерес к истории. Открыть перед ним дверь. А воспользуется ли он ею – выбор каждого. 

История учит думать. Эпоха викингов, к примеру, сильно схожа с нашими 90-ми. Хочешь разбогатеть, а нехорошие люди хотят всё отобрать. Если на дороге выставить охрану, купцы будут благодарны. 

Важно, конечно, заинтересовать историей в детстве.  

Поэтому по осени мы планируем развивать проект «Уроки живой истории». Будем ездить по школам, рассказывать и показывать историю государства Российского, в костюмах, во всей амуниции. Визуальное воспринимать намного интереснее, чем по книжке, где сухие факты и цифры. Зачастую даже непонятно, что за чем идёт. А если начать разбираться, то история – та ещё «Санта Барбара» с «Игрой престолов»!   

Фото из архива клуба