У новгородских малышей появилась еще одна возможность выйти в свет. Можно это сделать вечером, перед сном, в рамках акции «Детская пятница». А для традиционалистов – утром, до обеда, в театре для детей и молодежи «Малый». Мы побывали на премьере сказки «Три медведя».

В этом театре любят сочинять истории. Одни из последних таких спектаклей – «Маленькие чувства» и «Где живет ветер?», в которых режиссер Надежда Алексеева и актеры сами придумывают сюжеты. Так, как их придумали бы дети, но показали искусные взрослые. Спектакль «Три медведя» появился в этом ряду. А потому зрителям ждать инсценировки английской народной сказки (пересказанной некогда Львом Толстым для русских детей) не стоит. Впрочем, об этом же говорит и аннотация. Режиссер и исполнители Кристина Машевская, Алексей Коршунов и Петр Лойко рассказывают свои сказки. В них, конечно, находится место и знаменитым трем медведям в лучших традициях постмодернизма. А общее количество действующих плюшевых персонажей, пожалуй, достигает двух десятков.

Мишки ждут зрителей уже в фойе. В январе театр кинул клич, и взрослые охотно понесли своих раритетных и не очень питомцев в дар будущей постановке. И вот пре-сценическое пространство превращено в игровую комнату, в которой можно занять себя рисованием медведей (рисунки развешиваются тут же на прищепках), чтением с родителями и бабушками книжек. Особенно не застенчивые ребята уже начинают разыгрывать свои истории с игрушками.

Первое, что обращает на себя внимание, это любовь авторов спектакля к ретро-предметам. Не только сами игрушки, многое повидавшие, но и слегка потрепанные книжки с великолепными иллюстрациями советских художников у кого-то могут вызывать приступы ностальгии, но главное – показывают детям то, чего, увы, они сегодня в большинстве случаев лишены. Лично я с тоской часто гляжу на современные иллюстрированные книги, а игрушки внушают мне откровенный ужас. Хотя, возможно, и эти вещи у следующих поколений будут вызывать неконтролируемый трепет и слезы умиления. А сейчас очень радостно, что есть места, где можно разделить любовь к тому, что дорого тебе самому.

Тем более, что авторы спектакля не стремятся рассказать малышам о каком-либо детстве, кроме их общего. Справедливости ради стоит сказать, что ритм и атмосфера сочиненных сказок о медведях очень напоминает настроение другого спектакля Надежды Алексеевой – «О девочке Маше, собаке Петушке и кошке Ниточке» по книге Александра Введенского. В нем актрисы Юлия Степанова и Татьяна Парфенова с азартом погружаются в романтические и юмористические реалии довоенного советского быта. Ровно настолько, чтобы не исказить первоисточник, но и не впасть в неловкое осовременивание. Сложно сказать, насколько нынешние дети осознают бесхитростную винтажность Введенского, но любовь к игрушкам, которые позволяют познавать огромный и непростой мир взрослых, в спектакле поистине безгранична и близка любому поколению.

На этой же любви построены и новые «Три медведя». Ну и пусть значок, который один из игрушечных героев прикрепил себе на нос, не вызывает такого ажиотажа у современных детей, как шутка про свинку Пеппу. Хочется надеяться, что большой шкаф, в котором живут ботинки, требующие каши, и грязные колготки неряшливого мальчика, есть в сказочном семейном быту у каждого. Путешествие медвежонка Горчичника по полкам к закадычному другу вызывает множество воспоминаний о других сказках, в которых герою нужно преодолеть опасности, выказать мужество и смекалку. А актеры тем временем уверенно цитируют Чуковского…

Мишка в качестве персонажа уже появлялся в Маленьких чувствах», но сложность сценических приемов в спектакле как бы растворяет героя, одинокого ребенка, придумывающего своей игрушке приключения. В «Белой сказке» из репертуара театра наглядно можно посмотреть, как из бытовых предметов, почти мусора, можно сочинить зрелищные истории без слов. А «Трёх медведей» можно назвать своеобразным «мастер-классом» теперь уже по рассказыванию сказок.

Самая, пожалуй, трогательная история – о нарисованном медвежонке, который, став бумажным самолетиком, облетел весь мир и через много лет вернулся к своему автору, выросшему в большого художника. Но сентиментальность сказки разбавлена озорным катанием семейства белых медведей с горы-подушки и песенкой трех медведей. Тех самых, что в стиле R'n'B уморительно смешно пересказывают свою встречу с неблагодарной девочкой Машей.

Молодые артисты поют, танцуют, неуловимо переходят от роли рассказчиков к объектному театру. Особенно впечатляет искусство кукловождения Кристины Машевской, заставляющей простую игрушку исполнить зажигательный танец из мельчайших и выразительных движений. При этом все трое работают гармоничным ансамблем, с идеальным сочетанием заговорщицких ноток Петра Лойко, необъятной мальчишеской добродушности Алексея Коршунова и девчоночьей лукавости Кристины Машевской.

Но Надежда Алексеева и театр «Малый» изменили бы себе, не завершив полный любви и дружбы, одновременно озорной и нежный спектакль неожиданной выходкой. Приглашая на спектакль, трое исполнителей в шапках-ушанках представились тремя медведями, которые пошли в лес за малиной. И вот теперь, возвращаясь, они обнаруживают, что в их доме кто-то побывал… Клоунская эксцентрика этой сцены сыграна в классических традициях, не оставляя равнодушным ни одного взрослого. Конечно, опять виновата Маша. И они трогаются с места.

Фото автора и Анастасии Алексеевой