Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижёром оркестра Виталием Беляевым о творческих планах, грядущей круглой дате и влиянии на музыку…компьютера.    

Виталий Владимирович, традиционно к каждому концертному сезону вы готовите несколько абсолютно новых программ. Расскажите о них.  

- Мы подготовили четыре программы. В каждой будут участвовать и оркестр, и приглашённые музыканты. Есть солисты-вокалисты, с которыми мы уже работали, и новые имена, например Максим Щербицкий, баритон из Москвы. Мы подготовили очень интересную программу – песни из отечественных и зарубежных фильмов «Чувства, застывшие в кадре», она пройдёт 21 октября. В ней будут представлены и наши композиторы – Муслим Магомаев, Исаак Шварц, Александра Пахмутова, и зарубежные. Например, готовим Горана Бреговича, главную тему из кинофильма Кустурицы «Время Цыган». Будут и легендарные «Чёрные подковы», и свадебное танго Остапа Бендера из «12 стульев».

В октябре у вас планируется интересный проект с Тверью. Вы полностью «отдаёте» оркестр приглашённому дирижёру. Что войдёт в эту программу?

24 ноября мы представим совершенно новую программу «Танцы народов мира». Дирижировать оркестром будет худрук и главный дирижёр Тверского оркестра народных инструментов им. Андреева Артём Белов. Артём привозит полностью свою программу , многие произведения сделаны в авторских переложениях. Её основную часть составит музыка народов России. Услышим, как «звучит» Бурятия, Башкортостан, Татарстан, Калмыкия. Будет и Европа – «Норвежские танцы» Эдварда Грига, испанский танец из балета «Рамонда». Сейчас мы приводим репертуар к общему знаменателю, вносим свои трактовки на репетициях.

Не возникает ли трудностей у приглашённого дирижёра с новым для него оркестром?

Сложностей не будет, подобные проект – общепринятая практика. Ведь у нас общее понимание музыкального языка и требований дирижёра.

В январе ожидается совместный концерт с Владиславом Косаревым. Мне кажется, это уже стало доброй традицией – зимний концерт с участием московского баритона!

Владислав Косарев – наш давний друг. Мы дали вместе уже пять концертов, и каждый раз делаем абсолютно новую программу! На это раз Прозвучат русские романсы и хиты отечественной эстрады. Владислав – незаурядный солист-вокалист со своей особенной подачей материала. Он его чувствует по-своему. Из зала он кажется, знаете, таким «красавцем» – высокий, статный, обаятельный. За всем этим скрывается огромный профессионализм, он поражает. На репетициях Владислав удивляет нас особенными нотами, уникальными звуками низкого тембра.

На весну вы планируете «Концерт-подарок». Название интригующее! Какие же подарки вы приготовили новгородцам?

Этот концерт войдёт в программу фестиваля «Русская музыка». Учитывая, что фестиваля юбилейный, 50-й, мы готовимся к нему особо. Решили пригласить солистов, с которыми уже работали, и работали успешно. Это Михаил Тоцкий, баянист из Карелии, Любовь Муравьева, солистка-исполнительница на гуслях звончатых. У этого инструмента уникальный волшебный звук, мы работаем с Любовью с 2005 года, сыграли вместе 5 или 6 концертов. Будет вокалистка-народница из Москвы Татьяна Семушина, очень интересная и харизматичная. Голос у неё чистый, прозрачный – для направления, в котором она работает, то, что необходимо, на мой взгляд. Несколько номеров представит Виталий Панфилов, наш давний друг. Когда-то давно он окончил наше музыкальное училище, работал приглашённым солистом Большого театра. У нас с ним крепкие творческие связи, мы сделали вместе 4 программы, очень разные. Были и народные песни, и русская опера, был итальянский репертуар, была программа памяти Сергея Лемешева (оперный певец и педагог – прим. ред.). Будет разноплановая насыщенная программа, уверен, это будет настоящий подарок зрителям!


Сколько требуется времени, чтобы сделать одну такую обширную программу с нуля?

Репетиции мы начали уже 6 августа. Работаем сразу над несколькими, ведь 21 октября – первый концерт, потом буквально через месяц следующий. И это параллельно с «текущей работой, 6 концертов в месяц – наша норма. В среднем на программу уходит примерно два месяца. Сначала ребята знакомятся с материалом по группам, затем уже собираемся оркестром и исполняем все вместе. Освоить материал нужно почти наизусть. Ноты стоят только для формы, все наработки в голове. Можно сыграть и «с листа», но это не будет выглядеть с отдачей, феерично.

В вашем репертуаре есть и взрослые, и детские программы. Что готовите для маленьких зрителей?

Мы работаем не только на «свой» абонемент, но и на детский и семейный. Сейчас делаем новую детскую программу «Гуси Лебеди». Первое выступление запланировано на января. Пока учимся всем оркестром, но думаем и над малым составом, что удобнее для выездных выступлений.  Ведущий, костюмы, интерактив. Есть ещё Бременские музыканты, поют наши солисты, Любовь Макуха, Галина и Даниил Шабаровы.

В 2021 году оркестр отметит своё 20-летие. Как планируете отметить?

Думаю, пригласим солистов, с которыми давно работаем. Впереди ещё довольно много времени, возможно, откроем кого-то ещё. Сейчас даже не верится, что оркестр прошёл уже такой большой путь!

Есть ли произведение, которое остаётся в репертуаре оркестра все эти годы?

Очень-очень давно мы играем сюиту «Метель» в переложении для народного оркестра. Она была предложена ещё Виктором Бабановым, нашим основателем. Оставляем её в репертуаре в память о создателе оркестра. Инструментовки сюиты, можно cказать, были написаны его рукой, мы почти не вмешивались в его. 

Сейчас очень модным стало направление, когда оркестры берут популярную музыку из кинофильмов или рок-групп. Чаще, правда, это относится к симфоническим оркестром, но, может быть, и вы об этом думаете?

В нашем репертуаре уже есть саундтреки – «Пираты Карибского моря», «Крёстный отец». Но именно программу делать пока не планируем. Есть свои особенности. Нужен аранжировщик. Партитура – половина успеха, если ещё правильно её озвучить. Песни из советских кинофильмов мы исполняем постоянно. Напомню, опять же, о программе «Чувства, застывшие в кадре».

С приходом интернета стало ли проще находить партитуры?

Хлынул большой поток информации, из него нужно очень тщательно выбирать. Хотя техника, конечно, помогает. С одной стороны, стало легче: открываешь в программе, все голоса готовы, а раньше всё это переписывали руками! Это занимало очень много времени. Кто набивал руку, за три дня мог расписать. С другой стороны, нужно быть очень внимательным с выбором.

Фото автора и из архива Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского