Второй сезон Центр по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника ведёт работы на раскопе Дубошин-II на улице Никольской.

В прошлом году, работая в слоях начала XV – второй половины XIV века, археологи выяснили, что здесь жили некий Самсон – найдена его именная печать, и некий господин Афонос – обнаружены адресованные ему берестяные грамоты.

Их характер свидетельствует о значимости адресата в административной городской структуре: просили помочь в каком-либо деле, «порадеть за человечка», – рассказывает начальник раскопа, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Михаил Петров. – Он был важной фигурой, но ранг не понятен: не боярин, не посадник, не известен в летописях. Но всегда ведь бывают люди, которые решают проблемы.

Сейчас археологи работают в слоях XIV века. Характер застройки изменился: теперь посетители раскопа стоят «на дворе» городской усадьбы.

Для этого периода сруб размером 7,5 на 7,5 метров является довольно крупной постройкой – ведь её надо было протопить.

1275ca6a5a1656571dc6b6fd4f4c8ddd

Второй сруб выделяется кирпичной (а не каменной или глинобитной) печью, которая, к тому же, занимает половину пространства.

Поэтому, как считает Михаил Петров, семья здесь жила большая и состоятельная. О присутствии детей свидетельствуют кожаная обувь маленьких размеров, мячики, деревянные волчки, коники. Кавалерийские шпоры, у одной из которых сохранился ремешок и особенное, возможно, западно-европейское кольцо, говорят об имущественном статусе – содержать верховой выезд было недёшево.

65fd4f4b86efbe99b87fa26398d4fcba

На дворе «неизвестного горожанина» удалось найти также импортное крашенное сукно, фрагмент шёлка, достаточно много деталей ткацких станков, целые свитки ниток, стеклянные браслеты. Очень много и бытовых предметов: ложки, посуда, чесало для льна, детали прялки, гребни, рыболовные снасти.

На этом фоне несколько необычно выглядят шахматы: почти полный набор в прошлом году и пять фигурок из разных наборов – деревянных и костяных – в этом.

Удалось найти и замок. По словам начальника раскопа, такие вещи встречаются у нас нередко, но радуют археологов, потому что помогают довольно точно определить хронологию культурного слоя.

Уникальность в том, что мы впервые нашли и дужку, и корпус замка в очень хорошей сохранности. Обычно попадаются обломки, фрагменты. Осталось найти ключик.

3a9865c11ebf3f5e36595bae32fc0ce6

Из украшений привлекает внимание излюбленный у новгородок «шумящий» конёк. Его носили на груди или на поясе. Впервые встретился финно-угорский амулет с подвесками-бубенчиками.

Новгород был центром обширных земель, под его властью находилось много финно-угорских племён, и эта взаимосвязь постоянно наблюдается в материалах с раскопов, – поясняет заведующая камеральной лабораторией Центра Любовь Покровская.

c14226e36875d07cd5cce619f892ea50

Пока на этом раскопе найдено две берестяных грамоты: юбилейная №1100 и №1109.

Новгородская археология вступила в острую конкурентную борьбу: стоит вопрос о грамоте №1111. Она не юбилейная, но номер красивый, – шутят на раскопе.

По словам лингвиста, члена-корреспондента РАН Алексея Гиппиуса, грамота №1109, найденная в этом году, датируется началом XIV века и представляет собой перечень поставок зерна, гороха, ржи, овса, ячменя, пшеницы, взятых у восьми хозяев. Такой список является вполне обычным для своего времени документом.

Примечательно то, какие меры объёма упоминаются здесь. Для Новгорода характерны «коровик» и «дежи», а здесь перечисляются «дежи» и «зобницы». Как мера зыбучих тел, это слово до сих пор было известно только в Пскове и считалось специфическим для тех мест, – говорит Алексей Гиппиус. – Мы попытаемся установить соотношение этих объёмов.

Интересно также, что береста написана двумя авторами – у каждого свой почерк.

1ed48b5645abbc3747f75d7d95d799b0

До конца сезона археологам предстоит углубиться ещё на 3,5 метра, чтобы найти ответ на главный вопрос: была эта территория заселена в X веке или же только в XI.

Фото автора