Губернатор А.С. Никитин знает, как мы разбогатеем

28 ноября губернатор Андрей Никитин выступил с Посланием о социально-экономической ситуации в Новгородской области и задачах на 2019 год. Его аудиторией в зале областной филармонии были представители всех ветвей и уровней власти, а также «учителя, врачи, предприниматели, ветераны и волонтёры, – сказал г-н Никитин в самом начале выступления, – представители разных профессий, разных поколений, объединенные общей идеей – идеей процветания нашей земли».

Если судить по наличию свободных мест в партере и на балконе (зал рассчитан на 632 зрителя), либо идейно объединить удалось немногих, либо приглашали ненавязчиво. Тем не менее, текст Послания оперативно опубликован на сайте правительства региона (novreg.ru), всякий может прочесть. И вынести свое мнение.

Возможно, даже отличное от мнений подчиненных Андрея Сергеевича, которые охотно комментировали документ на микрофон: «В послании чётко обозначены цели и задачи, которые предстоит осуществить в регионе в следующем году. Послание не размыто, а с конкретными поручениями в вопросах, важных для населения области: демография, борьба с бедностью, образование — всё чётко и конкретно» (вице-премьер облправительства Евгений Богданов, «53 новости»).

Особенно конкретно губернатор попытался донести свою тревогу про «основной вызов <2019 года> – уровень бедности… Наша стратегическая задача – войти в число регионов, снижающих уровень бедности». Как войти? Где дверь? Оказывается, дверь – это повышение уровня… бюджетной обеспеченности региона.

Почему этот показатель Андрей Никитин так жёстко увязал с бедностью населения, трудно сказать. Ведь бюджетная обеспеченность (БО) – это стоимость государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в расчете на душу населения. Объективно рассчитать уровень БО довольно сложно. Например, МБРР берет за основу четыре индикатора: долговая нагрузка на бюджет, текущее состояние бюджета, зависимость от межбюджетных отношений, качество налоговой базы субъекта. У нас, в России, всё проще: высчитываем налоговый потенциал и делим на численность населения. А то и не высчитываем, а просто закладываем в бюджет прогноз по доходам и, если Москва соглашается, ждём дотаций.

Уровень бедности тоже величина относительная. По опросу ВЦИОМ, россияне считают бедной семью, доход которой на каждого члена составляет менее 15 000 рублей в месяц. С другой стороны, 30% граждан РФ уверены, если в семье нет машины, это бедная семья. Но обычно уровень бедности определятся соотношением зарплаты и прожиточного минимума.

По данным Новгородстата, за январь - сентябрь 2018 года денежные доходы в расчете на душу населения области в среднем за месяц составили 23 846 рублей, что на 2,6% ниже уровня 2017 года. Реальные располагаемые денежные доходы (с учетом корректировки на индекс потребительских цен) за этот период уменьшились на 8,2%. Прожиточный минимум на душу населения за 3-й квартал был 10 652 рубля. Индекс – около 2,24…

Однако губернатор почему-то определил точкой отсчета уровень БО. И честно признается, что бедны мы, потому что не добываем углеводороды и не разрабатываем кимберлитовые трубки. Нашли бы у нас нефть и (или) алмазы – тут бы и начали все жировать. А пока это может себе позволить только 1% населения региона, зарабатывающий более 100 тыс. рублей в месяц. Кстати, правительство поголовно в этот 1% входит, спасибо Андрею Сергеевичу. Остальным он предложил сделать ставку на наш «серьезный экономический потенциал и уникальное расположение на перекрёстке транспортных путей»!

Про серьёзный потенциал бабушка надвое сказала. Например, из презентации АРНО «Новгородская область. Новые возможности для инвесторов»: наш ВРП в 2015 г. был 240 млрд. рублей; в 2016-м – 254 млрд.; в 2017-м – 264 млрд. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это информация на внешний контур – «для инвесторов, уставших от общения с громоздкой государственной машиной» и спешащих в объятия к новгородской «открытой власти».

По данным Росстата, наш ВРП в 2015 году составил 234,1 млрд. рублей, в 2016-м – лишь 244,5 млрд., а в 2017-м – 244,8 млрд. рублей (+0,1% к предыдущему году). Арношки тупо выдали плановые цифры из Приложения № 1 к «Бюджетному прогнозу Новгородской области на период до 2028 года», направленному в Правительство РФ 28 февраля 2017 года, за реальные.

К слову, по этому прогнозу мы должны в 2028 году выйти на ВРП в размере 420,4 млрд. рублей. Ух, заживём! Но прежде нужно зацепиться в 2018-м за 275 млрд. и ежегодно прибавлять по 10-13 млрд. Жаль, что для этого нет никаких предпосылок!

За счёт чего же произойдет рывок из бедности в богатство в грядущем году? Получается, исключительно за счет «уникального расположения» – между Петербургом и Москвой. Это надоевший всем миф эпохи СССР, что место на карте (и божий промысел) даёт нам преимущества, а не является недостатком. Молодежь из региона уезжает, а изнуренные бюрократами инвесторы не приезжают.

Еще один козырь, думается, г-н Никитин нашёл экспромтом. Это «адресная система поддержки». Губернатор предложил слушателям продумать, какой должна быть эта поддержка, чтобы поскорее бедность прошла. Видимо, в его окружении никогда не было людей, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В противном случае Андрею Сергеевичу сказали бы, что условия и порядок получения социальных выплат из бюджета регламентирует закон «О государственной социальной адресной помощи». И по-отечески доброе предложение губернатора, «если в семье есть ребенок, который хорошо знает математику, мы должны будем предложить ему льготные условия поступления в университет», – никуда не годится в данном случае. Предложить можем, но это будет не адресная помощь бюджета, а чиновный протекционизм. Делайте, но по-тихому… Только почему приоритет математике, а физике или истории? Впрочем, не будем придираться.

Кстати, в текущем году Москва даёт нам на выравнивание бюджетной обеспеченности населения 1 307 млн. рублей, псковичам – 4 288 млн.; Тверской области – 4 077 млн… Короче: меньше нас получат только Калужская, Липецкая, Мурманская и Ярославская области и Республика Коми (ну, и регионы-доноры, сами себя обеспечивающие). В следующем году отношение к нам со стороны Минфина РФ, распределяющего дотации, не ухудшится: нам обещают 1 503,1 млн. рублей; псковичам – 4 931,2 млн.; тверичам – 4 363 млн. рублей.

Иными словами, Москва даёт мало, потому что считает, что мы не осваиваем имеющуюся налоговую базу, а значит, сами жить богаче не хотим. Понимаю нехотение г-на губернатора, у которого весьма прилично зарабатывает супруга (около 50 млн. рублей за прошлый год). Он за ней, как за каменной стеной. Не рвётся в богатеи и первый визирь губернатора Сергей Сорокин: его 7 млн. в год устраивают. Недовольным же советы даны: гордиться месторасположением региона и воспитывать детей-математиков.

Но в целом Послание-2019 – «это послание адекватного и в политическом смысле зрелого государственного деятеля». Так считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. Кстати, г-н Орлов и его эксперты по итогам октября зафиксировали очередной прирост благотворного влияния г-на Никитина на вверенный регион и перевели его с 28-й позиции на 24-ю.

Скоро Андрей Сергеевич войдёт в верхние слои стратосферы и узнает, правда, что там Вседержитель обитает или космонавты врут? А что касается бедных и богатых, они оттуда неразличимы. Букашки какие-то копошатся…