Несколько дней новгородские СМИ шумели вокруг выдающегося события. В областном центре неподалеку от того места, где нашли первую берестяную грамоту, в здании, где когда-то размещалось областное управление мелиорации, а теперь три этажа занимают различные конторы, – открылся апарт-отель. Говоря по-русски, это гостиница эконом-класса, в каждом из 20 номеров (45 мест) которой есть кухонный уголок, где можно приготовить себе, что умеешь и желаешь, не тратясь на завтраки и обеды в кафе и ресторанах.

Этот «апарт» расположен на четвёртом этаже упомянутого здания. 5 апреля губернатор Никитин и мэр Великого Новгорода Бусурин подписали инвестиционное соглашение, а 17 июня – нате вам! – отель открыт. И ещё такой же обещают на Большой Московской, 28. Там потеснят какой-то комитет и пончиковую.

И я думаю, опять вице-премьер правительства и мэр будут говорить проникновенные речи по поводу второго неординарного инцидента: еще 45 мест для гостей города! В здании, где давно не могли продать 28 комнат (примерно 60 миллионов рублей), откроется бутик-отель.

Это, скажу я вам, совсем другая разница. Апарт-отель – это широко распространенная в Европе практика сдачи помещений на неопределенное время за очень умеренную плату. Например, в Голландии мы впятером (плюс два кота) жили в апарте за 10 евро в сутки, имея кухню-бар со стойкой, электроплитой, холодильником, микропечкой и т.д. Плюс две ванных комнаты, два телевизора… Это была типичная евроквартира в тихом парке. Живи хоть целый год. Но плати вовремя…

Бутик – это мини-отель высшего разряда. Завтрак-обед-ужин по заказу, автомобиль по заказу, экскурсовод по заказу. Ну, там, если еще чего захочется по заказу, не извольте беспокоиться…

Всё это довольно интересно и для нашего стремительно погружающегося в провинциальность городка экзотично. Но когда наблюдаешь неумеренные восторги мэра («Городом будет оказана вся необходимая помощь предпринимателю. Туризм – это рабочие места и дополнительные деньги, которые поступают в бюджет города для исполнения наших социальных обязательств») и вице-премьера («У нас бывают ситуации, когда мы гостей приглашаем на какие-то крупные мероприятия, и не хватает номеров в гостиницах, возникают сложности с размещением. Поэтому увеличение номерного фонда важно для Великого Новгорода и для развития туризма»), становится неловко. Две мини-гостиницы в приспособленных помещениях – это не повод для повышенного слюноотделения. Будто уже «в ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики»*. Это значит, что инвесторы, вложившись главным образом в выкуп бывших кабинетов, провернули очень выгодную для себя сделку. Наиболее вероятное развитие бизнеса в таких случаях – дальнейшая перепродажа.

*Н.В. Гоголь. «Мертвые души», гл.1.

Кстати, они же берутся построить в Новгородской области текстильный промышленный комплекс, вложив в этот дело 1,3 миллиарда рублей. Сдается мне, и здесь речь пойдёт о реинкарнации одного из почивших в бозе предприятий по выпуску спецодежды. Но гадать не буду.

Фото со страницы Сергея Бусурина «ВКонтакте»