А что, если компьютеры научаться говорить лучше нас? И вообще, всё будут делать лучше и эффективней человека. Пугающая ли это перспектива или ничего страшного не происходит? На эти и другие вопросы попытались ответить участники лектория «Просветитель». Выездную встречу с лингвистом Александром Пиперски организовал боровичский общественный клуб «Инициатива».

Конечно, желающих, пусть и бесплатно, подискутировать с кандидатом филологических наук на тему моделирования языка в компьютерной лингвистике, было немного. А зря… Компьютеры уже самостоятельно овладевают человеческим языком, а люди все хуже понимают, что происходит у них (компьютеров) внутри.

Сначала надо разобраться, что мы понимаем под искусственным интеллектом? – рассуждает лауреат юбилейного сезона премии «Просветитель»-2017 в номинации «Гуманитарные науки» Александр Пиперски. – Вообще, когда мы привыкаем к каким-то вещам, то они перестают нам казаться потрясающими. Вот, например, эта штука (показывает на аэрохоккей) может считать забитые голы. Разве сегодня она нам кажется высокоинтеллектуальной? Но каким бы это казалось потрясающим всего то сто лет назад… Для нас же – это тупейшая машина. Или, покажите в 18 веке человеку машину, которая за секунды перемножает четырёхзначные числа – это было бы совершенно невероятно.

Cовременный компьютер легко пишет эмоциональные тексты. Бездушные? Отнюдь. В сравнении ничуть не уступают человеческому. А осенью прошлого года появилась программа AlphaGo Zero, которая самостоятельно научилась играть в шахматы и победила Stockfish, шахматную программу, которая несколько лет считалась лучшим компьютерным игроком.

А насчёт предполагаемого рабства, то по мнению Александра Пиперски это процесс поступательный и, увы, беспрерывный.

Если у меня, к примеру, разрядится телефон, то я уже не знаю, что мне делать, – объясняет Александр. – Мне нужно, чтобы он был заряжен, чтобы была связь и чтобы он не сломался. И я вполне могу назвать себя рабом своего телефона.

А вот две задачи, для самых умных, попробуйте решить их на досуге:

Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 — dūodaš, 21 — akobīš, 54 — čorodašodūbīš, 79 — ak kam čorbīš. Задание. Напишите на этом языке: 24, 39, 49.

Одно из слов «дверь», «горсть», «тень», «лошадь», «постель», «кровать» изменило в ходе истории свой род, однако некоторые следы того, что оно ранее было другого рода, в русском языке сохранились. Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ.