...Однажды корреспондент сетевого издания «ВНовгороде.ру» сидел опутанный проводами с датчиками и отвечал на вопросы полиграфолога:

– Ваше имя Михаил? – Нет. – Ваше имя Виктор. – Нет. – Ваше имя Павел? – Нет….

Ещё в тридцатые годы в Америке начали использовать полиграф или «детектор лжи» для раскрытия преступлений. В 1994 году в МВД России был подписан приказ «Об утверждении инструкции о порядке использования полиграфа при опросе граждан».

В новейшей новгородской истории полиграф проявился, пожалуй, один раз – в 2014 году программа НТВ «Центральное телевидение» предложила тогдашнему новгородскому мэру и двум его заместителям пройти тестирование на полиграфе. И вышел большой конфуз: полиграф, якобы, показал что одна заместитель присваивала бюджетные деньги, а сам мэр, якобы, брал взятки. Он потом смущённо пояснял: мол, попросить частную компанию установить Ганзейский фонтан в городе – это же можно расценить как взятку. Оппозиция в думе немного пошумела по поводу этой передачи, но скандал быстро затих без всяких последствий.

Проверку на полиграфе при переаттестации проходили все новгородские полицейские.

А нам любезно пошли навстречу в одном из детективных агентств Великого Новгорода, где проводят тестирование на полиграфе (https://vk.com/poligraf_ru). И вот эксперт Владислав усаживает меня на стул с подушкой, которая, оказывается, фиксирует, малейшие колебания, закрепляет датчики.

– А как вашу профессию правильно называть?

– Специалист по проведению психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Для краткости можно говорить: полиграфолог.

– Что нужно для того, чтобы стать специалистом по проведению психофизиологических исследований с использованием полиграфа?

– Нужно иметь высшее образование и пройти курс профессиональной переподготовки. Я, например, проходил её в Москве, в ассоциации судебных экспертов. У Андрея Лосева и Андрея Миллера, которые разработали свой метод, дающий вероятность ошибки чуть меньше 1%. Я – лицензированный полиграфолог и мои заключения могут быть представлены в суде.

– А название «детектор лжи» – корректно использовать в статье?

– Нормально. Мы иногда предлагаем услуги полиграфа, то слышим: «Спасибо, визитки у нас уже есть».

– У вас полиграф отечественного производства? Вы сами его настраиваете?

– Да, у меня прибор «КРИС» – наиболее популярный в среднем ценовом диапазоне. Такого большого числа производителей, как у бытовой техники, нет, как правило, используются приборы отечественного производства. Цена колеблется от 90 до 400 тысяч рублей. За качественную работу отвечает производитель – гарантия 10 лет. А настройка программы – да, это дело полиграфолога.

– Какие данные полиграф фиксирует?

– Это медико-биологический прибор, считывающий вегетативные реакции организма на значимые вопросы. Например, верхнее и нижнее дыхание. Дыхание учащается, когда человек говорит неправду. Электрогальваническую реакцию кожи – во время лжи потеют пальцы на микроуроне, и электропроводимость меняется. С помощью прибора получаем плетизмограмму, фиксирующую поглощение света кожными покровами. Когда усиливается поток крови, кожа поглощает меньше света. Таким образом, мы фиксируем симпатическую реакцию, потом человек вследствие гомеостаза успокаивается. Специалист сравнивает реакции на разные вопросы. И видит, что симпатическую и постсимпатическую реакцию, например, на вопрос о краже со склада. И реакцию на другие вопросы, которые могут быть для человека менее значимыми. И можно сделать вывод: человек обладает знаниями об этой краже.

– Наверное, самый частый вопрос – можно ли обмануть детектор лжи?

– Полиграф обмануть невозможно – он только фиксирует реакции, а с данными работает специалист. Можно попытаться сорвать тестирование. Например, ёрзать на стуле, шевелить пальцами, кашлять, задавать ответные вопросы. Или приняв медикаменты.

– Вспоминается сцена из «Ошибки резидента» с Ножкиным: «Вы знаете Зарокова. – Да не знаю я никакого Зарокова!».

– Да, это попытка противодействовать. Но я во время своего обучения слышал такие данные: из людей, которых специально готовят для противодействия тестированию, это получается только у 15%.

– По-моему, неплохой такой процент.

– Так речь идёт о людях, которых специально готовят годами. А для нас более типична другая ситуация. Из десяти протестированных девять ничего не знают о краже со склада, а десятый противодействует. Работодателю этого будет достаточно.

– Ваши клиенты – в основном, работодатели?

– Да. Некоторые крупные компании имеют полиграфологов в своём штате. Другие обращаются, например, к нам. Мы сейчас работаем не только в Великом Новгороде или в Москве, но и по всей России. Проверка сотрудников на полиграфе – очень эффективная мера. Собеседование человека в такой степени не раскроет. Работодатель может получить ответ на вопрос: склонен ли потенциальный работник к длительным периодам употребления алкоголя, к употреблению наркотиков, приходилось ли ему воровать на предыдущих местах работы. Наконец, не пришёл ли человек для того, чтобы украсть ваши базы данных. «Факторы риска» определяет сам работодатель. Скажем, если нужен дальнобойщик, то владелец компании, скорее всего не найдёт такого, кто никогда бы не сливал бензин. А для каких-то работодателей не критично даже если сотрудник принимал «лёгкие» наркотики.

 

Немного времени спустя после завершения тестирования по именам Владислав предлагает:

– Посмотрите, пожалуйста, на экран ноутбука. Вот видите: везде такая картинка, а вот здесь – другая.

– Эээ… Ну да, наверное, всё очевидно...

Следующий тест: на мой год рождения. Эксперт просит написать пять дат, включая правильный вариант. От себя добавляет ещё пять вариантов, точно неправильных.

– Итак, приступаем. Резких выдохов и движений не делайте. Держите себя максимально спокойно и ненапряжённо.

Звучат вопросы: ваш год рождения 1976? 1985, 1967, 1978, 1981? На каждый, как было условлено, отвечаю: нет. Для получения необходимого числа статистических данных, проверку надо провести три раза. Ну а жизнь в нашей редакции шумна: постоянно приходят известия об авариях, уголовных делах, госпереворотах, сотрудники то и дело пробегают в кабинет главного редактора. Из-за реакции на шум очередной тест пришлось даже переделывать. Эксперт предложил в последний раз пройти его с приоткрытым ртом, отвечая на вопросы только мысленно.

– А для чего это?

– Чтобы исключить противодействие – вдруг вы прикусываете язык или щёку.

После завершения опроса Владислав вдруг сообщил мне, что картинка на экране на самом деле о правильном ответе про имя не свидетельствовала.

– Так вы меня что, обманули?? Да ещё на детекторе лжи??

– Скажем так – я повысил уровень значимости. Дело в том, что такие игровые тестирования вещь немного опасная, поскольку для тестируемого уровень значимости невысок и поэтому правильные результаты могут быть и не получены.

– А в чём опасность?

– Ну откуда я знаю – вдруг вы о нас плохую статью напишете. Или вот мы предлагаем свои услуги работодателю. Он хочет пройти проверку. Мы же его не будем спрашивать: воровал ли он деньги. Проводим в игровой форме, когда значимость невысока и есть риск не получить правильные результаты. И в итоге он разочарован. Вот поэтому я и повысил уровень значимости. Отвечая на вопросы о годе рождения, вы уже думали: наверно, прибор уже нарисовал ему такую картинку…

По словам собеседника, тестирование одного человека обычно занимает около полутора часов, а потом, эксперт анализирует результаты. Но работа с игровым тестом так много времени не заняла:

– Я думаю, что ваш год рождения – 1978.

– Вы совершенно правы.

– Вот здесь видно, как усиливается амплитуда дыхания, артериальное давление тоже самое высокое, кожно-гальваническая реакция также.

– А на ещё какой-то вариант была заметная реакция?

– На 1976 год.

– Это год рождения близкого мне человека.

Продолжаем интервью.

– А кроме проверки соискателей работы, какие у вас бывают заказы?

– Например – проверка на супружескую неверность.

– А заподозренные супруги соглашаются?

– Часто они сами требуют этого. И верят, что могут обмануть полиграф. Также бывают проверка на то, употребляет ли человек наркотики. Иногда – на склонность к педофилии. Случай из нашей практики: одна девочка обвинила преподавателя в приставании (это было не в Новгородской области). Он сам попросил о проверке на полиграфе, чтобы доказать невиновность.

– Бывают случаи, когда человек теряет память и не помнит даже, как его зовут. С помощью полиграфа можно выяснить обстоятельства его прошлой жизни?

– Нет, людей с психическими заболеваниями мы не обследуем. Также, как детей до 13 лет, у которых чувство ответственности ещё не сформировано и гормональный фон не устоялся. И беременных женщин – ведь это стресс. Да, для многих результаты тестирования оказываются стрессом. И не все, кто к нам обращаются, на самом деле, готовы правду принять.

Фото: Алексей Мальчук