Диктофон, фотоаппарат, небольшое досье, собранное на просторах интернета на очередного собеседника, и распечатка из ПДД п 10.1 – ко встрече я, как обычно, подготовилась досконально. Но вот к чему я оказалась совершенно не готова, так это к тому, что моё личное представление абсолютно не совпадёт с увиденным: молодой 22-летний, нарочито вежливый и не особо примечательный паренёк. Конечно, моё мнение на его деятельность не поменялось, и, с человеческой точки зрения, я это не приветствую, но кто он – принципиальный герой нашего времени или автоподставщик? Решать вам!

Несколько лет назад на местных форумах и даже федеральном сайте промелькнули сообщения о том, что в Великом Новгороде появился свой «Дорожный доктор», который не избегает ДТП с нарушителями правил дорожного движения и с лёгкостью пускает свою Ниву в разнос.

- А почему не «Нива», удивляюсь я, с трудом вычислив локацию собеседника и садясь в небольшой Opel.

- Я уже продал её.

- В соцсетях обсуждали ваше объявление о продаже. Предполагали, что вы купите танк или что-то похожее. А вы вон как скромно..

- Как есть.

ДТП, ДТП... ДТП

- Сколько лет вы за рулём?

- С декабря 2014-го, 4,5 года.

- И сколько ДТП у вас было за это время?

- На одной машине, на «Ниве»? Я ещё на Renault Logan езжу.

- Давайте про все.

- Официально 23. Ещё 16 заявлений, поданных по европротоколу. Ещё есть случаи, когда так разъезжались.

- Так это как? За деньги на месте, не унимаюсь, пока мы выезжаем с дворовой территории на главную дорогу.

- Когда сотрудники ГИБДД, приезжая на место ДТП и разобравшись в ситуации, иногда говорят второму участнику, что тут очевидно, его вина. Не часто, но некоторые соглашаются на то, чтобы разойтись полюбовно. Хотя многие не осознают, что после этого ДТП они 3 года будут платить более дорогую страховку.

- А своё первое ДТП помните, как случилось?

- Да. Это был Porsche Cayenne.

- Вы не мелочитесь.. Это было в городе?

- Ехал с работы и на кольце Державина девушка нарушила ПДД. В дальнейшем выяснилось, что это сестра моей одногруппницы, с которой мы вместе учились.

- А кто вас окрестил «дорожным доктором», откуда такое прозвище?

- Уже точно и не помню. Первоначально по-другому люди называли «лесник новгородский», по аналогии с московским «санитаром леса».

- Вы говорите об этом с такой улыбкой... Вам нравилось это прозвище?

- Ну так...

- Такое количество ДТП у вас... Ну явно не случайные они?

- По большому счёту можно просто сослаться на невнимательность. Люди утверждают, что есть пункт правил 10.1.

Для справки: п. 10.1.

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Но он на самом деле ни к чему не обязывает, за него нет наказания. Чтобы этот пункт «пришить», нужно очевидную вину доказать. На мой взгляд, если ты едешь прямо у тебя один вариант тормозить, но некоторые ДПСники и водители утверждают, что для этого можно менять полосу но это не так!

- То есть вам ни разу не смогли эту статью вменить?

- Попытка была. Правда, сотрудник, который вынес данное постановление, больше в ГИБДД не работает. С его слов якобы была «обоюдка», затем судья узнал, что там совсем всё было иначе и второму участнику совсем ничего не было выписано. Я написал сначала заявление в отдел собственной безопасности, в ГИБДД. Как и предполагалось, там полностью встали на сторону сотрудника. Затем, когда был суд второй участник ДТП, виновник вообще ничего не отрицал и признавал, что «да, срезал». После решения суда ещё в прокуратуру было написано заявление, ответ так и не получил пока. Зато в ответе на моё первое заявление было сказано, что выявлены правонарушения со стороны инспектора.

- А кем вы работаете?

- В данный момент никем. Сейчас я студент-заочник, учусь госслужбе.

- Планируете в администрации работать?

- На самом деле я уже разочаровался во второй своей специальности. Первую получил в политехническом колледже компьютерно-системный комплекс. Хочется нормальных знаний получить, а не так как везде говорят: «принесите курсовую, скиньтесь деньгами...».

- Сейчас молодёжь в большей части своей  аполитична, но вы, насколько мне известно, плотно сотрудничаете с «Коммунистами России», что вы там делаете? Зачем вам это нужно?

- Официально я в ней не состою. Как-то случайно связался. Сейчас я выступаю там помощником. До этого сотрудничал с «Другой Россией».

- Разочаровались?

- Конфликт произошёл. Там также подавал заявления в администрацию, организовывал митинги.

- Ну вы идейный или просто прибились к партийным? Кроме как времяпрепровождение есть ещё какое-то объяснение лично у вас?

- Есть, поскольку сегодняшние взгляды Навального мне не близки, а действующих политиков тем более...

- Т.е. идея изменить мир всё-таки присутствует...

- Пожалуй, что так.

- Вернёмся к теме ДТП. У вас, получается, много свободного времени, раз вы не пользуетесь в ежедневном вождении пресловутым пунктом 10.1. Ведь оформление ДТП занимает очень много времени?

- Если я был за рулём, обычно сотрудники ГИБДД быстро приезжают, им же передают данные на владельца машины. Были случаи, когда попадал в пересменок, ждал по 3-4 часа. Но обычно всё проходит быстро не более часа. Пришить мне 10.1 больше никто не пытается.

- А вообще эта идея санитара дорог вам лично зачем?

- Идея пришла как-то сама, уже в первый год управления автомобилем. В автошколе учили соблюдать ПДД, но, выехав на дороги, я понял, что придётся либо соблюдать ПДД, либо ездить как все.

- Раньше вы фиксировали аварии на видео и выкладывали в интернет...

- Так до сих пор так делаю.

- А для чего вы это делаете? Славы ищете?

- Поначалу нужно же было где-то сохранять видео, чтоб оно никуда не пропало. А потом люди стали добавляться, подписчики.

- И каких оценок вашей деятельности больше, что вы правы или напротив, опустим нецензурные выражения, что ведёте себя некорректно?

- А всё от видео зависит. Есть видео, где был не я за рулём и там критики довольно много, хотя я в описании пишу, что там не я. Но по моим ситуациям в 70% люди меня поддерживают.

- Иван, у вас никогда не было мысли о том, что в машине, которая попала с вами в ДТП, может находиться ребёнок, который сильно испугается, или «сердечник», для которого эта авария не пройдёт бесследно?

- Я же не могу думать за других. Если человек осознанно идёт на нарушение, именно он в первую очередь должен думать о других участниках движения.

- Скажу от себя, как водитель, в подобных ситуациях я пропущу, максимум – могу вслед посигналить, «дав дорогу дураку» в тех же «Ивушках» или на «кольце», я постараюсь избежать ДТП, потому как сама с детьми в машине езжу. У меня нет ни времени, ни желания другим способом учить неразумных водителей. Объясните, вам-то это зачем??? Считаете, что так исправите ситуацию на дороге?

- Должен же кто-то этим заниматься, если инспекторы не в силах навести порядок. Если ты делаешь к ним обращение, а они не понимают, что это такое. Поначалу я направлял видео нарушений. Всего в паре случаев удавалось устанавливать личность водителя, а в большинстве случаев получал ответы, что невозможно установить личность управлявшего транспортным средством. Как-то я направил жалобу на парковку автомобиля на тротуаре, а мне ответили, что не усмотрели в этом нарушение дело было у здания прокуратуры. Тогда я понял всё, ничего отсылать больше не буду.

- Поэтому вы решили, что свою траекторию менять на дороге не будете... А не было мысли пойти в автошколу или ГИБДД, если у вас настолько хорошие знания ПДД?

- В ГИБДД меня не возьмут, т.к. нет армии, а у инструкторов своя специфика, туда просто так не попасть.

- А что, была попытка?

- По рассказам знакомых знаю, что туда очень сложно попасть. У всех есть по большому счёту коррупционная схема.

- Говоря о своём первом ДТП, вы сказали, что с виновницей ДТП у вас нашлись общие знакомые, а вообще часто такое бывает, что в аварию с вами знакомые попадают?

- Нет, такого нет.

- Ну а что друзья, близкие говорят по этому поводу?

- Нормально оценивают.

- Неужели по плечу хлопают или как обсуждение очередного ДТП происходит?

- Всегда по-разному. Друзья в любом случае поддерживают. Есть и люди, с которыми познакомился после подобных ситуаций у них, общаемся. В городе есть такие сейчас, у кого за пару месяцев ДТП больше, чем у меня. Вот есть в областном центре мужчина, у которого 20 ДТП за 3 месяца - и про него ни слова. И он также не виноват ни в одной из аварий.

- А что говорят страховщики по поводу ваших аварий?

- Нормально относятся. Я всегда прав. Но для понимания: я не в каждом случае обращаюсь в страховую компанию.

- Для вас ДТП это средства заработка?

- На «Ниве» нет.

- Там был кенгурин, и машина ваша особо не страдала, насколько я понимаю?

- По большому счёту, да.

- А на «Логане»?

- Он был разбит. Но это не моя собственность, он был взят в аренду, поэтому необходимо было восстанавливать.

- А нынешнюю новую машину не жалко?

- Нет.

- Вас, наверное, автосервисы любят и на СТО в лицо узнают? Вы им регулярно работу подкидываете.

- Есть одно, недалеко от дома, но не так и часто я там бываю. Ведь кузовной ремонт можно и самому сделать, если нет серьёзной деформации. Если царапина небольшая...

- Я знаю, что вы в такси подрабатывали.

- Да, друг предложил, чтоб дома не сидеть.

- Видела, опять же в сети, конфликт ваш с пассажиркой из-за громкой музыки. Чем дело закончилось?

- Да там не громкая музыка была, просто динамик был близко к регистратору расположен.

- Но девушка жаловалась, что ей по ушам «долбит».

- Да, ей было предложено выйти, если что-то не устраивает, и ознакомиться с правилами перевозки.

- Если вы такой принципиальный человек, следующий букве закона, почему у вас у самого лично достаточно много нарушений ПДД за стоянку и прочее?

- У меня был единственный штраф, когда я...

- Ну как же... По, моим сведениям, были штрафы у вас по разным пунктам: 12.1, 12.20, 12.5, 19.3, 12.9... превышение скорости.

- На «Ниве»?... На «Логане» да, было превышение, когда по области ездил. Там три штрафа было.... Один раз штраф за неисправный светофор получил. В 12 часов ночи, когда ещё камеры стояли в городе, горел жёлтый мигающий, а когда я проезжал, резко загорелся красный.

- Это было зафиксировано на видео?

- Да, но поскольку если там выезжать с «Ленты», из-за кустов не видно этого мигающего светофора. А когда подъезжал к нему видно, что красный загорелся.

- А кенгурин у вас был узаконен? Были штрафы за это?

- Из-за него нет. Но как-то раз докопались из-за порогов. Хотя практически все изменения, которые были в машине, были из салона. Как-то раз ещё было за якобы негорящую лампочку я тогда в суде не смог обжаловать из-за того, что телефон разбил, и записи не было.

- Согласитесь, нарушения бывают и у вас.

- Ну... Ни разу не было нарушений, которые могли бы спровоцировать ДТП или что-то такое.

- Т.е. вы делите нарушения на серьёзные и несерьёзные.

- Так они и в ПДД разделены. Если ехать на трассе, то превышение свыше 20 км/ч вполне обычное дело...

- А превышение в 2 раза лишение... Назовите тогда лучше самые проблемные места в городе, где водители чаще всего нарушают ПДД и где с вами можно чаще всего столкнуться.

- Кроме «колец» есть проблемный перекрёсток Мира и Зелинского. Там любят с правой полосы налево поворачивать.

- Странно, мы только там проехали и ряд больших перекрёстков, а никто никак не хочет перед нами ничего нарушить, подрезать.

- Просто все на работе. Чаще нарушают утром либо вечером.

- На одном из видео вам угрожают. Это часто бывает?

- Нет. За все случаи, наверное, было 3-4 попытки. Люди ведь боятся ответственности, они понимают, что запись ведётся.

- Неужели не было страшно, что можно нарваться на человека, живущего, к примеру, по «понятиям»?

- Есть у меня один знакомый из 1990-ых, который ещё с Колей Бесом сотрудничал. Так вот он наоборот поддерживает.

В суд, как на работу

- Я правильно понимаю, что и дальше вы продолжите ездить так, по правилам?

- Сейчас больше другая тема развивается. С теми же самыми дпсниками. Недавний мой случай связан с парковкой на площадке у «Акрона». Там якобы нельзя парковаться. Тогда охранники вызвали Росгвардию, и я три часа просидел в наручниках. Там стоит табличка запрещающая, но такого в ПДД нет.

- А вы туда по делам приехали?

- Был Новый год, приехал посмотреть оформление красивое праздничное. А в итоге отделе в наручниках до утра посидел, ничего не выявили и в 8 утра отпустили... Заявление я в прокуратуру подал, оно спущено в полицию и оттуда в Росгвардию. Дело ещё не закончилось, у нас всё очень долго решается.

- Сколько раз вы в суде бывали?

- Раз 30. Из них примерно в половине случаев в связи с ДТП. Остальное защита людей. Когда людям нарушения приписывают, которые, как они считают, не совершали.

- Но у вас нет юридического образования, о какой защите речь идёт? В качестве кого вы в суд приходите?

- Защитника.

- И хотя бы раз удалось доказать невиновность своего подзащитного?

- Не так часто пока это приходится делать. В основном, когда знакомые просят. Все процессы пока идут, ещё ни одно не закончилось. Например, Софийскую площадь можно расценивать прилегающей территорией, заезжать туда можно. Но человек получил за это штраф. Есть нюансы, позволяющие это оспорить...

- Может тогда имеет смысл заняться правозащитной карьерой, юриста, например. Направить энергию в мирное русло? Ведь возраст ещё позволяет усваивать информацию легко и быстро.

- Ну, во-первых, на таких делах не заработаешь, только на уголовных. А я так, для себя больше этим занимаюсь, для саморазвития.

- Посмотрите на себя со стороны, опустив юридические нормы, ПДД, с человеческой точки зрения, вы правильно поступаете?

- В Европе все так ездят.

- Вы там часто бываете?

- Последние года два не выезжаю, а до этого часто. Объехал почти всю Европу. У них никто никого не пропускает вообще. При этом у них никто и не полезет. Правда, у них немного отличаются от наших ПДД, а также штрафы жёстче.

У нас тоже нужно увеличить наказание, и инспекторов заставить работать. Они, кстати, сами любят правила нарушать. Я это фиксировал. Была возможность и в ДТП поучаствовать...

- То есть в каких-то случаях вы ДТП избегаете?

- Там просто ехал по делам срочно. Не стал уже.

- У «дорожного доктора» есть график?

- Нет. Всё от свободного времени зависит.

- Не боитесь с себе подобным «доктором» столкнуться?

- Нет.

Не стыдно признаться

- Уверены в своей езде на 100%? Я наблюдаю за вами всю поездку, да, вы достаточно спокойно водите, к моему удивлению, пешеходов пропускать и поворотники включать не забываете...

- Это основы! Ну вот, видите, как «Газель» с «кольца» в «Ивушки» съезжает? Нарушает...

- Вижу... «Ивушки» – это отдельная история... Тут, несмотря на повсеместную помеху справа, часто прут все, как по главной. У вас тоже тут ДТП было.

- Да. Люди в личные сообщения в соцсети не раз писали с предложением, чтоб я приезжал туда почаще – навести порядок, покататься здесь.

- А как вы в школе учились? По каким предметам успехи были?

- Хорошо учился. В школе лучший результат на ГИА по математике по баллам был.

- В детстве кем хотелось стать?

- Мне компьютеры всегда нравились. А вообще, пока что-то не попробуешь, не поймёшь, твоё это или нет. Сейчас по моей специальности особо рабочих мест нет.

Сегодня мне политическая деятельность интересна и юридическая. Я пробовал в депутаты пройти в городскую Думу. В этом году пройдут выборы в некоторых районах, в 2020 по всей области.

- И какой закон бы первым приняли?

- Никакой! У сельского депутата нет особых полномочий.

- Тогда ради чего это затевать? Борьба ради борьбы? Я понимаю, когда бизнес идёт во власть, но вам-то это зачем?

- Это опыт. Для начала. С чего-то нужно начинать, а сначала нужно проявить себя и разобраться на одной должности, потом расти дальше. На уровне области уже можно что-то решать и менять. Я бы порядком в городе занялся, даже не в плане ремонта дорог вон на стены обратите внимание, всё исписано. Много мелочей.

- А чтобы вы в городе изменили с точки зрения ПДД, может камеры вернуть нужно?

- Это скорее для заработка денег. Для реальных изменений нужно хотя бы на основных перекрёстках сделать «вафельную разметку», как в Москве. А пока у нас очень большие «пробки». Такую разметку можно нанести на перекрёстке Розважа и Великой, у вокзала, и Белова с Нехинской.

- А никто вам не рекомендовал прекратить свою деятельность? Противодействие может какое было?

- Жалобы и на меня встречные писали, в том числе сотрудники ГИБДД. Однажды якобы я мигалку у них украл. Но факта не было нет и дела.

- А пока, насколько я понимаю, работа «дорожного доктора» продолжится. И таких, как вы, только больше становится...

- Да, таких принципиальных человек 7 точно есть. Один из них владелец автомобиля ценой в несколько миллионов рублей.

- С таким определением, как автоподставщик, в отношении себя вы, очевидно, не согласны? Обоснуйте, почему вы не автоподставщик.

- Это другое совершенно. Автоподставы в 2 случаях бывают. Когда ДТП не происходит, его имитируют, либо когда знают, что машина в определённой части битая и совершают касательное ДТП, чтобы потом на месте договориться, стрясти деньги.

- В завершение повторю вопрос вам нравится то, что вы делаете, вы гордитесь этим?

- Во всяком случае не стыжусь.

P.S. C февраля 2019 года Иван Левкович является членом партии и решением политбюро включён в областной комитет компартии «Коммунисты России» по Новгородской области.

Фото: автора, с сайта autonews.ru, pixabay.com