Музей-усадьба Н.А. Некрасова в Чудове принимает у себя выставку «Достоевский и Некрасов: Собратья по перу. 1821 – 2021. К 200-летнему юбилею писателей». Это передвижной проект, созданный творческой группой Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Петербурге при участии Всероссийского музея А. С. Пушкина и Музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха». Сразу после презентации в Санкт-Петербурге, выставка направилась в Чудово, затем погостит в Ярославской области и вернется в культурную столицу, только на Литейный проспект, в музей-квартиру Н.А. Некрасова.

Музейные гастроли прокомментировала генеральный директор Новгородского музея-заповедника (чьим филиалом и является чудовский литературный музей) Наталья Григорьева:

Этот год для нас очень ответственный. Пять лет назад была создана Ассоциация литературных музеев, в которую Новгородский музей-заповедник вошел со своими филиалами в Старой Руссе и Чудово. Это позволило нам ближе познакомиться с литературными музеями России и присоединиться к очень интересным, перспективным проектам. Один из них – выставка, которую представила директор Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Ашимбаева.

Визуальный ряд выставки состоит из портретов двух писателей разных лет, исторических фотографий Петербурга, иллюстраций к произведениям. Все они представлены в современных копиях. Оживляют экспонаты художественно оформленные цитаты, благодаря которым и при известной доле воображения можно услышать голоса русских гениев.

Также выставку сопровождают книги из коллекции Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского: подлинные издания Достоевского и Некрасова, журналы «Современник», «Время», «Отечественные записки», «Иллюстрированный альманах», «Петербургский сборник», издаваемые классиками.

В жизни Достоевского Некрасов – это фигура первого ряда, – рассказывает Наталья Ашимбаева. – В его судьбе было много людей, с которыми он дружил, тесно общался, переписывался. Но Некрасов конгениален Достоевскому, у них есть какая-то общая точка, что-то роднящее.

Разделы последовательно иллюстрируют этапы общей жизненной и литературной биографии писателей. Открывает выставку рассказ о днях, которые оба творца запомнили навсегда. Публикация в «Петербургском сборнике» Некрасова дебютного романа Достоевского «Бедные люди» сделала буквально в одночасье знаменитым никому неизвестного начинающего писателя, о нём все заговорили. И сам Достоевский был в упоении от этой нежданной славы. Зрители могут увидеть молодого Достоевского с рисунка Перовского и молодого Некрасова на портрете работы Захарова. Парные портреты, на которых герои выставки изображены примерно ровесниками, делают их очень близкими. Они оба были народолюбцами, хотя по общественным взглядам находились в разных лагерях. Достоевский часто цитировал Некрасова и даже брал строки его произведений в качестве эпиграфа. Например, вторую часть романа «Записки из подполья» открывают некрасовские строки «Когда из мрака заблужденья…», посвященные теме падшей женщины, одной из важных тем творчества самого Достоевского. А «достоевскую» атмосферу можно найти в некрасовских описаниях темных углов и мрачного колорита Петербурга.

Литературоведы обнаружили и скрытые цитатные совпадения – в сцене сна Раскольникова можно увидеть стихотворение Некрасова «До сумерек». Страшная картина жестокости, когда мужик бьет лошадь по плачущим кротким глазам, позаимствована прямиком из поэзии. Иллюстрацию к этому моменту можно увидеть на выставке.

Когда в жизни Достоевского произошел слом – за участие в кружке Петрашевского он попадает под арест и на десять лет выбывает из литературной жизни, то писатель не остался забытым. Некрасов в поэме «Несчастные» подразумевал в образе крота именно Достоевского-узника, каторжника. А Достоевский чрезвычайно высоко ценил поэзию Некрасова, даже тогда, когда он бывал обижен. Некрасов отказался печатать «Село Степанчиково и его обитателей» в «Отечественных записках», хотя Достоевский после каторги остро нуждался в публикациях. Произошло то, что Достоевский называл «складкой» в их отношениях.

После выхода романа «Бесы» Достоевского либеральная общественность осуждала за ретроградность и изображала в карикатурах (они также представлены на выставке). Но именно Некрасов протянул руку помощи и попросил для своего журнала новый роман «Подросток». С воодушевлением Достоевский писал его в Старой Руссе, а Некрасов затем читал, по собственному признанию, с упоением, буквально, не отрываясь.

Достоевский пережил Некрасова и тяжело переживал его уход. Об этом повествует последний стенд выставки с репринтом очерка из «Дневника писателя». Будучи ровесниками, с непростыми судьбами, по-разному принятыми современниками и потомками, оба литератора при жизни приобрели нечто, что позволяет сегодня нам особенно остро переживать события полуторавековой давности.

Срок демонстрации выставки совсем короткий – она завершит работу 31 марта. Но после нее совершенно новым будет путешествие от усадьбы Некрасова в Чудово в усадьбу Достоевского в Старой Руссе. Или наоборот.

Фото Татьяны Алексеевой