«ВНовгороде.ру» продолжает серию публикаций в рамках проекта «ЗаДело». Принимаем эстафету от «КОМИНФОРМ» и рассказываем о том, как малый бизнес нашего региона не отступает перед трудностями и продолжает развитие в новых экономических реалиях. Партнёр проекта – Сбер.

Сбер всегда готов поддержать малый бизнес. Мы учитываем специфику деятельности каждого предприятия, что позволяет находить максимально комфортные условия банковского обслуживания. Сегодня у нас на обслуживании находится более 10 тысяч предпринимателей области, которые видят в Сбере надёжного партнёра для развития своего бизнеса, –прокомментировал Игорь Залукаев, управляющий Новгородским отделением ПАО Сбербанк.

Закалённые пандемией

стоматология

Стоматологическая фирма «ДИАМАНТ» работает с 2009 года, их первая клиника открылась в Старой Руссе. Руководитель компании Виталий Степанов отмечает, что на самом деле экономические реалии изменились ещё в марте 2020 года:

– Перед пандемией мы зашли в Великий Новгород: взяли помещение, начали ремонт. Когда всех закрыли, конечно, мы были в недоумении. Нам не разрешали работать, оставили только неотложку. Мы сильно просели и не было понимания: продолжать инвестиции или нет.

Компания воспользовалась льготной программой кредитования под 2%, сохранила 90% сотрудников и получила возможность полного погашения суммы кредита за счёт государства. В результате за время пандемии фирме удалось в два раза вырасти по числу сотрудников и в три раза по выручке.

– Пандемия нас закалила, поэтому в феврале мы не испытали паники и не начали суетиться. Мы воспользовались возможностью получить теперь льготный кредит под 3%, чтобы открыть ещё одну клинику в Великом Новгороде. Такие планы у нас были ещё до всех событий, и мы не стали от них отказываться и не приостанавливали работу, – говорит Виталий.

Как и все, компания ощутила рост цен: несмотря на то, что некоторый запас материалов был, пришлось закупить их втридорога и на два месяца вперёд, чтобы клиника не остановилась.

– Сначала материалы подорожали в 2-3 раза, причём некоторые поднимали стоимость спекулятивно. Сейчас цены откатились, но не до прежних значений. Дефицит всё равно остаётся, поэтому мы начали тестировать заменители, например, корейские.

Сотрудники клиники «штудируют» рынок, и если раньше организация брала один большой заказ у одного поставщика, то теперь это могут быть несколько отдельных заказов у разных фирм.

– Берём материал, тестируем, если всё в порядке, покупаем уже большую партию. Сейчас рынок стабилизируется: поставщики адаптировались и понимают, что откуда везти, заранее звонят, если какой-то материал пришёл, и мы сразу бронируем его на себя. Если раньше у нас была отсрочка 30 дней на оплату, и мы могли выбирать поставщиков, сравнивая цены, то теперь выбора нет, предоплата 100%.

Отвечая на вопрос, не станут ли стоматологические услуги слишком дорогими для среднего потребителя, Виталий говорит, что рынок и конкуренция диктуют свои условия в любой ситуации:

– Разговаривая с коллегами, мы видим, что в зависимости от материалов повышение произошло максимум на 10-20%. На какие-то услуги мы вообще не повышали цены. Если увеличивать ещё больше – кто пойдёт? У людей же не стало денег больше.

Открыть вторую клинику в Великом Новгороде предприниматель планирует в ноябре.

Стабилизация и подстраховка

pexels photo 3990359

Компания «Евровид» занимается строительными и монтажными работами уже 14 лет. По словам Евгения Антонова, последние три года их основной заказчик – Фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов. С ним компания работает в Великом Новгороде и районах области.

– Теперь нет уверенности в том, что нужные материалы можно будет купить в любой момент: они могут либо пропасть, либо резко подорожать. Поэтому приходится максимально быстро закупать всё под действующие контракты, чтобы стабилизировать ситуацию и подстраховаться от этих рисков, – отмечает предприниматель.

Чтобы увеличить объём оборотных средств и закупить материалы, Евгений также воспользовался льготным кредитом под 3%, предложенным бизнесу в качестве актуальной меры поддержки.

По словам бизнесмена, стройбазы оперативно выполняют ротацию поставщиков и справляются с этой задачей, обеспечивая заказчиков необходимыми материалами:

– Если что-то не найти, привозят конкурентный товар, такой же по характеристикам. Например, если мы работали с определённым утеплителем, а его сейчас нет – они либо теряют клиента, либо ищут замену. В целом все хорошо отработали, и у нас не было задержек, когда приходилось ждать материал. Цены высокие, но дефицита мы не ощущаем.

Как шутит Евгений, самым сложным в его сфере по-прежнему остаётся умение договориться с жильцами многоквартирных домов, которые не всегда согласны с тем, как ведётся ремонт и высказывают свои претензии и управляющей компании, и подрядчику. Что же касается прогнозов о росте безработицы, то предприниматель говорит, что новых рисков в этом плане не видит.

Важным подспорьем в текущей ситуации остаются базовые продукты Сбера, которыми пользуются в компании «Евровид»: расчётный счёт и бизнес-карта, юрист для бизнеса, КАСКО. Отдельно Евгений Антонов отмечает программу корпоративное СберЗдоровье, которую он подключил для себя и своих сотрудников.

Оживление среди брендов

Бодо 5

Российский бренд детской одежды Bodo, созданный в Боровичах в 2009 году, также не собирается сбавлять обороты. Сейчас на двух предприятиях фирмы трудится около 150 человек, коллекции создают дизайнеры, состоящие в штате, а фотографии для каталога авторы бренда снимают в собственной студии, куда заглядывают и московские модели.

Руководитель фирмы Надежда Русакова закупает трикотаж, как правило, турецкий, через посредников. Некоторое время назад партнёры из Турции запустили два завода в Иваново: они привозят сырьё в Россию и производят, красят полотно уже здесь, что положительно сказывается на темпах поставок.

– В нынешней ситуации я пока не вижу серьёзных изменений для нас. Очень надеюсь, что все эти санкции повлияют на то, что мы наконец-то начнём производить сами. Потому что даже нитки мы везём из Китая, а хотелось бы, чтобы это делали здесь. Я в это верю, – говорит Надежда.

Возникшие вопросы по логистике оптовикам удалось решить в течение двух-трёх недель. Сейчас цены на полотно снизились, а вот стоимость многих комплектующих возвращаться к прежнему уровню не торопится: Надежда объясняет это тем, что поставщики держат цены из-за дефицита.

Детскую одежду для всех возрастов от 3 месяцев бренд продаёт через маркетплейсы либо оптовым покупателям. И последние теперь заметно оживились:

– Покупательская способность и спрос выросли в связи с закрытием магазинов зарубежных конкурентов, поэтому российские предприниматели активизировались. С продажами всё хорошо и пожаловаться не на что.

Были у Bodo и зарубежные партнёры: с поставками в Беларусь проблем нет, а вот Казахстану стало сложно проводить платежи, но и здесь предприниматели с обеих сторон ищут решение этой задачи.

Делают в Боровичах и верхнюю одежду, а сейчас в сотрудничестве с российскими партнёрами бренд планирует наладить производство лёгкой летней обуви типа кроксов. В планах также строительство нового цеха.

– Мы расширяемся. За последние два года, в том числе и в связи с пандемией, мы ощутили скачок онлайн-продаж. Нынешняя ситуация, какой бы она ни была непростой, стимулирует развитие нашего бизнеса.

Челлендж «ЗаДело» продолжается. Мы передаём эстафету в Псковскую область Псковской ленте новостей, чтобы больше вдохновляющих бизнес-историй появилось в информационном пространстве Северо-Запада.