Хорошая новость – в Великом Новгороде наконец-то начали сносить массивные недострои. Или хотя бы думать над тем, как их благоустроить. Новость плохая – ситуация с аварийным жильём в нашем городе по-прежнему «висит в воздухе». Расселения добиваются единицы, которые пару лет прожили в режиме «в суд, как на работу».

Про снос ветхого жилья ничего не было слышно несколько лет. При этом сотни людей каждый день вынуждены жить под протекающими потолками, с сыростью, плесенью, блохами крысами. Почти все из них обращались в «инстанции», где получали горы отписок и никакой реальной помощи. Перспектива расселения кажется многим совсем несбыточной, хотя в правительстве Новгородской области недавно дали обнадёживающий сигнал.

Радушный приём

Новгородка Наталья Маркова очень ценит своих котов. И дело тут не столько в любви к животным, сколько в рациональном бытовом подходе. По ночам шерстяные друзья Марковой охотятся на крыс, которые чувствуют себя полноправными хозяевами в доме №2 на Промышленном переулке. Благодаря котам Наталья и её пятилетний сын хотя бы могут спать по ночам.

На статус главных в жилище иногда претендуют и вши, которые пока «в отпуске». Зимой и ранней весной им тут холодновато. Но в жаркое время года от них, по словам Марковой, просто не скрыться. Крысам и вшам тут нравится. Из-за проблем с канализацией и отоплением в доме круглосуточно сыро и пахнет плесенью. Потолок и стены идут трещинами, которые Наталья Маркова периодически латает собственноручно. Благо, профессия позволяет. Она – строитель.

Наталья Маркова въехала в дом на Промышленном переулке в 2005 году. Сюда её привела не совсем простая семейная история, о которой она просит не распространяться.

Не хочу, чтобы люди думали, что я давлю на жалость, – говорит Маркова. – А я просто хочу справедливости.

37c4f7850bb25274558bc24348a47c65

Дом 59 года постройки. Строился как временный, но в один момент страна в своём развитии, похоже, свернула не туда и в этом «временном» жилье родилось и умерло несколько поколений людей. В нескольких квартирах этого дома уже падали потолки. Управляющие компании, бравшие дом на обслуживание, загадочным образом банкротились, результатов их работы жильцы почти никогда не видели. Коммунальщики же исправно требовали платы за будущий капремонт, который жильцам обещали… в 2043 году.

Тогда-то все и заподозрили неладное. С 2013 года стали добиваться признания дома аварийным.

Мы всем домом заказали экспертизу у Кузина, это известный в городе жилищный специалист, – говорит Маркова. – Полгода ходили, его упрашивали, он ведь человек занятой. В итоге, через полгода он нам всё-таки сделал независимую экспертизу. После этого в 2015 году наш дом наконец признали аварийным. Только я не совсем понимаю – зачем нам тогда все эти чиновники, которые несколько раз приходили целой комиссией «до» и говорили: «Не, у тебя всё нормально». А после экспертизы дружно схватились за голову – «Ой, дом аварийный».

За четыре года, правда, ситуация не сдвинулась с мёртвой точки. Сдвигались лишь даты обещанного расселения жильцов. Наталью Маркову такое положение дел не устраивало, поэтому она регулярно ходила на приёмы к мэру Юрию Бобрышеву, региональному министру ЖКЖ Ирине Николаевой, федеральному инспектору Вадиму Непряхину. А также в городскую и областную прокуратуру. Результат всех этих обращений – полный шкаф макулатуры с чиновничьими подписями и печатями, которые «ничего не значат».

Недавно Маркова записалась на приём к вице-губернатору Александру Дронову, курирующему ЖКХ. Наталья хотела спросить у него – когда в Новгородской области будут расселять аварийное жильё? Помня о том, как наши госслужащие умеют искусно уходить от ответа при помощи закрученных канцелярских фраз, Маркова попросила сходить вместе с ней на приём городского депутата Анну Черепанову, чтобы та мешала «слетать с темы». Но ход конём не прошёл – две помощницы Дронова в приёмной не в какую не хотели пускать к своему начальнику Черепанову. Говорили, чтобы Наталья шла одна. Позже к ним вышел сам Дронов и пояснил, что «на приём записывалась Маркова? Путь она и проходит. Если кто-то ещё хочет пообщаться, то пусть тоже записывается на приём».

Я прошла одна. По факту я общалась с Николаевой. Она сказала, что расселения в 2019 году не будет, а расселять нас будут в 2022. Стала мне рассказывать о том, что в районах очень много аварийного жилья, поэтому Новгород отодвинут на 2022 год. В общем, я совсем не поняла, о чём был этот приём.

Соседку Натальи город недавно всё же переселил в новое жильё, потому как в Промышленном переулке женщина жила в муниципальной квартире. У Марковой же ситуация сложнее – она собственник, а их почему-то расселяют не так охотно. Власти предлагали ей расселиться в коммуналки и общаги на проспекте Мира, улице Павла Левитта или набережной реки Гзень. Но эти варианты, уверяет Маркова, по качеству ещё хуже, чем её квартира в аварийном доме.

И напоследок. Наталья Маркова имеет статус малоимущей, который даёт ей право на получение социального жилья. По этому вопросу в 2018 году даже был суд, который признал, что муниципальную квартиру Маркова сможет получить в двух случаях – если откажется от права собственности в квартире на Промышленном переулке. Или если она за свой счёт снесёт аварийное жильё.

Тогда Наталья вышла из зала суда в полном непонимании – каким образом она может снести отдельно взятую квартиру в многоквартирном доме.

Кого? Где? Когда?

Начальник новгородского управления по жилищным вопросам Марина Самсонова рассказывает о том, как город планирует решать проблему аварийных домов. Таковых в Великом Новгороде числится 11 штук. На учёте нуждающихся в жилых помещениях состоит 5071 человек. Сколько в городе домов, аварийных по сути, но не по статусу – остаётся загадкой.

У нас есть адресная муниципальная программа на 2019-2023 годы, – говорит Самсонова. – Но программа эта без денежных ресурсов. Мы будем использовать освобождённый муниципальный фонд.

За 2017 год расселено 45 граждан из 15 жилых помещений общей площадью 466 квадратных метров.

Это наш лучший показатель за все годы расселения, – рапортует Самсонова. – С 2019 года программа расселения будет реализовываться с учётом областного и федерального финансирования. В этом году 13 районов области будут получать деньги на расселение аварийных домов.

Марина Леонидовна подчёркивает, что в рамках новой программы в Великом Новгороде расселят лишь восемь домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года до 1 января 2018 года.

Под остальные три дома придётся, наверное, искать бюджет или освобождать муниципальные квартиры, – сказала начальник управления по жилищным вопросам.

«Временный район» с 70-летним стажем

Есть в Великом Новгороде район, который, по-хорошему, стоит снести и расселить полностью. И домов здесь намного больше 11. Район зовётся Шабровкой (улицы Германа, Новолучанская и Радистов), он почти полностью построен в 50-е годы и почти полностью аварийный. Эти дома, опять же, заявлялись как «временное жильё».

5ae674c739f431fe99cd922fb3248a33

Тут не было и, похоже, не будет благоустройства дворов и общественных территорий, а фотографиями с данной местности можно сопровождать лекцию «Полное бездействие городских властей и управляющих компаний».

Отсутствие асфальта во дворах компенсируют массивные лужи, отсутствие другой инфраструктуры – ржавые гаражи, до которых не дойти из-за разлившейся повсюду грязи.

f0b67480e47349627554cf419b9b4519

В 2017 году Юрий Бобрышев даже предлагал сделать в районе реновацию. Но благая вроде инициатива затерялась под пылью времён. Поэтому у всех домов Шабровки до сих пор одни и те же проблемы. Мы проиллюстрируем их на примере дома №7 на улице Радистов, признанного аварийным в 2015 году. Жильцы наняли частную экспертизу, от результатов которой в мэрии отвертеться уже никак не могли. Это, кстати, тоже общий момент у всех «признанных» домов.

Какие проблемы? – иронично спрашивает Антонина Павловна Ефимова, гордый собственник жилья в аварийном состоянии. – Вся канализация у нас рваная. Вы, наверное, это поняли по запаху у входа в подъезд. Дверь там, кстати, не закрывается. Крыша течёт, потолки в квартирах дырявые. Фундамент тоже давно «поплыл». Плесень в домах повсюду. Ну, в общем, всё, как у всех в Шабровке.

6a6786be7981c593ba69bf16bd77b9ba

По словам Ефимовой, собственники квартир своими силами хоть как-то поддерживают порядок в подъездах, но в работе помасштабней не видят смысла.

Смысл его капитально ремонтировать, если дом аварийным признан? – логично рассуждает Антонина Павловна.

На лестничной площадке появляется молодая соседка Анастасия, которая во всех красках описывает дырку в крыше аккурат над её квартирой.

А это плесень постоянная, а у меня дети в квартире. Я здесь пять лет живу, и ни разу не видела, чтобы у нас хоть что-то ремонтировали в доме, – заочно предъявляет Анастасия управляющей компании.

ae403d4e44673bd6d156414aab96b4d1

В соседнем доме №5 на той же улице, к слову, на качество дома никто не жалуется. Как рассказывает один из жителей – мужчина очень солидной внешности, передвигающийся исключительно на велосипеде, – фундамент и прочие основы крепкого быта жильцы ремонтируют за свой счёт.

Скидываемся, сами всё делаем и нормально живём. Потому что от жалоб толку не будет, – излагает правила жизни мужчина.

160134e36e5f1f33427d4d3d6d436feb

В паре сотен метров от улицы Радистов есть улица Новолучанская. Несколько месяцев назад чиновники радостно отчитывались о том, что на нескольких домах здесь отремонтировали крыши в рамках программы капремонта. Только служащие тактично умолчали о том, что дома эти находятся в ветхом состоянии со всеми вытекающими симптомами. Но статуса «аварийных» этим домам никто не предоставил, поэтому по закону там можно было проводить капремонт. На целесообразность расходования средств таким образом надзорные органы предпочитают не обращать внимания.

835ad0bea542632bba94b17b414483a9

А с новой крышей, как несложно догадаться, добиться признания дома аварийным будет намного сложнее. Хотя проблемы с фундаментом, плесенью, канализацией и отоплением не исчезнут сами собой.

Последние известия

Министр ЖКХ Новгородской области Ирина Николаева на днях рассказала, что расселять аварийные дома по всей области будут до 2024 года. Сделать это планируют в рамках федерального проекта «Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда». Новое жильё получат 2400 человек.

Мы разработали проект программы в соответствии со всеми требованиями нацпроекта на 2019-2024 годы. В него вошли 140 домов площадью 41,7 тысяч квадратных метров, где проживает 2494 человека (это Великий Новгород, Боровичский, Любытинский, Валдайский, Маловишерский, Новгородский, Окуловский, Поддорский, Солецкий, Хвойнинский и Чудовский районы).

На эту работу будет направлено 2,2 миллиарда рублей. Из них 97% – деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ. Остальные средства – областного бюджета, – рассказала Ирина Николаева.

Только жители аварийных домов все эти заявления встречают с изрядной долей скепсиса.

Не первое такое обещание, – говорят жители Шабровки. – И скорей всего не последнее.

Фото автора