Моя немецкая родня четвёртый раз за 10 лет поменяла квартиру. Тому была объективная причина – рождение второго ребёнка. 60-метровая двушка в центре Леверкузена перестала устраивать, и примерно полгода назад они обратились в магистрат с заявлением о подборе вариантов.

Воспоминание о будущем

Дело это для заявителей совсем не хлопотное. Нужно лишь внимательно отсматривать, что предлагают. Леверкузен – город небольшой (163 тыс. человек). По официальной статистике, количество конкурентов на просмотр одного объекта здесь составляет 3-4 человека. В соседних Кёльне и Дюссельдорфе – больше 50. Ниже и стоимость аренды, которую регулирует магистрат, – 550 евро за трёшку (но без ЖКУ).

Вроде бы, дорого. А потом, нам-то какой интерес об этом читать?!

На мой взгляд, интерес есть и отнюдь не праздный. С 1999 года в Германии запущена программа «Социальный город», на которую федеральное правительство, земли (по-нашему областные правительства) и коммуны (городские общины или по-нашему муниципалитеты) выделили около 4,3 млрд. евро инвестиций на нужды городов и общин. Координатором работы с жителями является специальное учреждение «Менеджмент квартала» (Quartiersmanagement). Оно, к слову, координирует и деятельность департаментов в администрации города.

Программа предусматривает, например, проекты по озеленению скверов и обустройству детских площадок, созданию безбарьерной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. И главное – по строительству жилья. Главное, потому что немцы активно реконструируют кварталы многоэтажной блочной застройки. Развитие страны достигло того уровня, когда стало очевидным, что квартиры в таких домах не являются уже предметом купли-продажи, а часто и не арендуются.

Мы, конечно, тоже к этому рано или поздно придём. Но пока призывы развивать малоэтажное строительство раздаются только время от времени, в связи с началом какой-либо политической кампании. И наоборот, продляют и продляют сроки бесплатной приватизации жилья. Хотя, если задуматься, что мы приватизируем в блочной девятиэтажке, кроме воздуха? Ничего. Перепланировать это жилье нельзя, наладить индивидуальное отопление невозможно, стареет оно не по дням, а по часам, однако будет капитально ремонтироваться, чтоб подольше служило.

Между тем, немцы выделили колоссальные деньги, чтобы поддержать строителей малоэтажного жилья социального найма. Я специально применяю наш термин условно, ведь там такое жилье получают отнюдь не только мигранты и безработные. Это отнюдь не жилье эконом-класса, которое в России тоже почему-то популяризируют. Хотя никакого будущего (кроме надежды когда-нибудь попасть под реновацию) у него нет.

День в день

Моим подобрали квартиру уже к началу декабря, и сообщили, что сдан 16-квартирный дом будет 22 февраля. Когда дочь позвонила и назвала это число, я не поверил: как это они могут говорить за два с половиной месяца? Однако так и получилось. И 23 февраля они с мужем поехали смотреть новую трёшку (80 кв.м, полы с подогревом, два туалета, полностью отделана) и были уведомлены, что до 7 марта должны переехать или отказаться.

Их устраивало всё, поскольку прежде всего выбирали район. Недалеко от гимназии, в которую в этом учебном году пошел внук, и от детского сада, куда осенью пойдёт внучка. Примерно километр от Висдорфа, делового и торгового центра города, рядом с которым они прожили последние три года.

Да и стоимость аренды невысокая. По нормам, они могли претендовать на квартиру до 90 кв.м. Если больше, пойдёт накрутка, а тут получилось практически в самый раз, даже некоторая экономия. Короче, как я уже проговорился, 550 евро плюс коммуналка.

Здесь, правда, сразу требуется отступление. В Германии действует такой порядок, как Nebenkosten (предоплата за коммуналку). Её вносят на год вперёд. Это от 50 до 250 евро в зависимости от типа и площади жилья. По ситуации в России, это ещё и гарантия от неуплаты за отопление, водоснабжение и водоотведение, общее освещение, вывоз мусора, пользование кабельным ТВ, которые включены в предоплату.

Обращает на себя внимание оплата кабельного телевидения. У нас каждый платит отдельно, если ему провели кабель. Там делится на всех. И подсчитаем: даже если у нас выходит порядка 5 евро (350 рублей) в месяц, то ежемесячно 180-квартирный дом вносит 900 евро провайдеру. Допустим, ваша предоплата в Германии составила 180 евро в год (или 15 евро в месяц). Значит, треть идёт за телевизор! А 10 – за всё остальное, что выше перечислено. Кстати, в Nebenkosten не включают взносы за будущий ремонт, которые у нас вообще идут отдельной статьей (я имею в виду отложенные услуги Фонда капремонта).

Деньги и гарантии

Теперь о нашем, актуальном. На мой взгляд, в Великом Новгороде, который мэр Бобрышев не устаёт называть «локомотивом экономики региона», нужны новые подходы в решении жилищных проблем горожан. Сегодня наметились две тревожные тенденции. Первая. В 2017 году впервые сократились объёмы построенного жилья. Как сказал градоначальник в недавнем отчёте перед депутатами, «введено в эксплуатацию 34 жилых дома общей площадью жилых помещений 104,7 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных – 13 домов площадью 100,3 тыс. кв. м, индивидуальных – 21 дом общей площадью 4,3 тыс. кв. м». В 2016 году было «введено в эксплуатацию 63 жилых дома на 150,7 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных – 21 дом площадью 145,3 тыс. кв. м, индивидуальных – 42 дома общей площадью 5,4 тыс. кв. м». Соответственно, по МКД – минус 33%, по индивидуалам – минус 20%.

Вторая тенденция заключается в том, что многие готовые квартиры остаются не проданными. У людей нет денег, в том числе – на ипотеку. Таким образом, сокращаются и предложение, и спрос.

Наверное, специалистам (экономистам, строителям, банкирам и политикам) следует задуматься об альтернативе решения жилищного вопроса исключительно через приватизацию. Вся Европа и весь мир (не одна Германия) живут в арендуемом жилье. Значительно развит этот сервис и в России, но серый. Арендодатели не платят налоги и самостоятельно формируют стоимость жилья. Если на эту бизнес-площадку придут муниципалитеты, рынок цивилизуется и станет прозрачным и подконтрольным.

Что для этого надо? Я был бы слишком самонадеян, чтобы выдать рецепт. Но безусловно необходимы деньги. А также – заинтересованность строителей под государственные гарантии.