Каждый должен делать, что может, и делать так, чтоб это было правильно.*

В конце текущей недели мне передали интересную деловая переписку. Ничуть не секретную, но наводящую на размышления, которыми считаю нужным поделиться. Потому что она касается распропагандированной региональным правительством системы «Вечевой колокол».

 

Я вам пишу – чего же боле?

Широкая общественность, смею предположить, в настоящее время всё еще пребывает в убеждении, что всякий удар в этот «Колокол» поднимает с места множество причастных к проблеме лиц. Правда, буквально накануне факта моего знакомства с перепиской, пресс-центр правительства разместил характерное сообщение: «Вечевой колокол» начал работу 10 июля. За три неполных месяца на интернет-ресурсе зарегистрировались более 12 тысяч человек, пользователи опубликовали свыше 150 инициатив, написали сотни сообщений (более 500 к 7 октября – Г.Р.). 89 человек положительно оценили работу «Вечевого колокола». Понятно, что не по каждому сообщению можно принять реальные меры быстро, но – на всякий случай: положительно оценили работу «ВК» менее 0,8% его партнеров. И кажется, я понимаю, почему…

Итак, к делу! Ниже – фрагменты переписки пользователя Сергея Игоревича с порталом «ВК»:

«9 августа, 10. 56. Просим решить проблему с гарантийным ремонтом ООО «Скандинавия», ещё в прошлом году обозначали проблемы с асфальтовым покрытием во дворе Тринити, а ремонт так и не произведен… Дыры вокруг люков и на проезжей части местами в полколеса...

9 августа. 10.56. Сообщение №1366 зарегистрировано в системе и отправлено на модерацию

15 августа. 10.38. Сообщение №1366 прошло модерацию и отправлено на рассмотрение в Администрацию муниципального образования Великого Новгорода.

28 августа. 12.30. По информации ООО «Ганза Эстейт Менеджмент» в настоящее время ведётся претенциозная работа с застройщиком жилого комплекса «Тринити» о проведении ямочного ремонта асфальто-бетонного покрытия в рамках гарантийного обслуживания. Работы планируется выполнить до конца ноября 2017 года. С уважением, Администрация Великого Новгорода».

Вот собственно почти всё. Как сказала председатель домсовета дома №124а по Большой Санкт-Петербургской Наталья Белоусова, что было, тем и закончили. По поручению жильцов домов №124 а,б,в, что составляют комплекс «Тринити», Сергей Игоревич направил на «ВК» сигнал, что асфальт дворовой территории в дырах и это может привести к травмам пешеходов и поломке автомобилей. А ему/им в ответ: «идёт претенциозная работа».

 

Быстро и удобно

Понимаю, работник муниципалитета не обязан быть академически грамотным человеком, и поэтому получилось не в бровь, а в глаз. Ведь прилагательное «претенциозный» означает «претендующий на значительность, вычурный, манерный». А обитатели «Тринити» так надеялись на помощь «ВК». Вот и последняя запись оставлена Сергеем Игоревичем через полтора часа после ответа из мэрии:

13.53. Помечаю что проблема не решена, но надеюсь, что повторно обращаться не потребуется по этой проблеме.

Обращение к журналисту, как я понимаю, необходимо, чтобы и в «Вечевом колоколе» знали: за вами наблюдают. Хотя им-то какая разница? Еще 6 июля на «ВК» было размещено интервью председателя комитета информационной политики Новгородской области Юлии Слуцкой, в котором она предупредила: «Вечевой колокол» — не портал для сбора жалоб, а автоматизированная система управления запросами людей и контроля за принятием решений по ним».

Видимо, Юлия Сергеевна решила скорректировать на той же странице размещенные слова о предназначении Системы, которая даст возможность гражданам, «быстро и удобно решить проблемный вопрос, выдвинуть инициативу и высказать свое мнение с целью улучшения качества жизни и облика региона». Однако чуть ниже со свойственной женщинам непоследовательностью она взяла свои слова обратно: «Вечевой колокол» переворачивает отношения власти и граждан с ног на голову: в итоге чиновник будет не сочинять отписки, а сам бегать за жалобщиком, чтобы тот поставил ему удовлетворительную оценку».

Значит, все-таки «жалобщик»? И очередной переворот в сознании чиновников (только зачем «с ног на голову», ведь в таком положении «бегать за жалобщиком» неудобно)? Но обратите внимание на переписку: сообщение №1366 зарегистрировано в ту же минуту, как поступило; отправлено по принадлежности ровно через шесть суток (в трактовке г-жи Слуцкой это означает: «Система автоматически направит запрос ответственному»), а бесцветный ответ на №1366 дан через 19 суток.

 

Проснись, Нео!*

Здесь мы переходим на новую тропу, которая ведет к разговору о сроках ответа на запросы граждан. В цитируемом интервью Юлия Слуцкая не удержалась, чтобы не попенять Президенту РФ, подписавшему 2 мая 2006 года Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По этому закону, срок рассмотрения письменных обращений – 30 дней.

«У нас сроки обработки обращения короче, чем по 59-му закону и бюрократии гораздо меньше, – объясняет г-жа Слуцкая. – Кроме того, в соответствии с ним получается так, что главная обязанность чиновника – просто вовремя дать официальный ответ. С «Вечевым колоколом» так не выйдет».

По рассеянности она забывает назвать «наши сроки». Но исправляет ошибку через несколько дней. Пресс-центр правительства Новгородской области 10 июля уточняет, продолжая дистанцироваться от федерального законодательства: «Обращения на сайт (портал «ВК» – Г.Р.) не попадают под действие закона 59-ФЗ «Об обращениях граждан». Срок ответа на сообщение, поданное через портал, составляет не более 15 дней».

Вот вам: 15 – по регламенту, который комитету информационной политики распоряжением от 03 июля 2017 года № 197-РГ «Об информационном Портале «Вечевой колокол»было поручено разработать, и 19 – по факту. Но так как ФЗ №59 нам не указ, а в работе с порталом «ВК» губернатор может только «рекомендовать органам местного самоуправления… принять участие» (п. 3.1 распоряжения №197-рг), ничего страшного для ведущих претенциозную работу чиновников мэрии не произошло.

И Юлия Слуцкая это предвидит: «Не всё можно сделать сразу, но можно же объяснить, проявить участие. Я уверена, что это люди тоже оценят». Действительно, сразу можно и ничего не делать, а только проявить участие и уважение. Это нам знакомо в формате «Денег нет, но вы держитесь».

Вот только есть уверенность, что Сергей Игоревич и другие жильцы «Тринити» в ближайшее время не поспособствуют тому, чтобы поднять число довольных работой «ВК» хотя бы до 1%. Как говорила Тринити, в честь которой назван жилой комплекс, «эту дорогу ты видел. И знаешь, куда она ведет. Тебе туда не нужно»**.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для дискуссии по обозначенной теме всем заинтересованным сторонам.

*Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

**Фраза из фильма «Матрица». Принадлежит Тринити, одной из главных действующих лиц.
Фото: pixabay.com