Про пафосные мега-проекты Андрея Катаева

30 мая новгородской публике был представлен руководитель туристического офиса «Русь Новгородская» Андрей Катаев. Ранее он возглавлял Мастерскую регионального туризма.

Название мастерской вам вряд ли о чём-нибудь говорит. Или говорит о многом. При желании это ООО можно считать прародителем АНО «Русь Новгородская», однако не стыкуется по датам: мастерская явилась свету 10 сентября 2015 года, вскоре после того как г-н Катаев прибыл в Великий Новгород. Кто знал тогда, что Андрей Никитин примет бразды правления в нашей губернии. Он и сам тогда, будучи гендиректором АСИ, примеривался к работе по совместительству – председателем совета директоров Юниаструмбанка (с 25 сентября 2015 года). Так что о глубоком залегании, о стратегическом внедрении говорить не стоит.

Парень из Шушенского

Скорее всего, Андрей Катаев попал к нам случайно: искал пристанище после завершения строительства самого высокогорного эко-отеля в мире LEAPRUS 3912 на Эльбрусе (на высоте 3912 м). Г-н Катаев ненавязчиво даёт понять, что он активно внедрял этот проект, но по справедливости «эко-отель» – детище итальянской компании LEAPfactory от архитектурного решения до его воплощения в жизнь. Наверняка наш герой был там наёмным работником, но среди основных действующих лиц не упоминается ни на русскоязычных, ни на итальянских сайтах.

Тем не менее, не сказать, что «за плечами Андрея Катаева огромные федеральные проекты: международные фестивали этнической музыки Сибири «Саянское кольцо» и «Мир Сибири», фестиваль мировой музыки Womad Russia, культурно-образовательный центр «Этномир», туристические маршруты «Саянское кольцо» и «Аланский путь», брендинг нескольких регионов России, в том числе Хакасии, Чукотки, Северного Кавказа и Серебряного ожерелья России», не сказать это формально нельзя.

Наш паровоз вперёд летит

Вместе с тем, фестиваль «Саянское кольцо» (после 2012 года переименован в «Мир Сибири») – это совместный проект министерств культуры России и Красноярского края и администрация Шушенского района. Насколько мне удалось разузнать, Катаев участвовал в подготовке только одного фестиваля (2007), а потом сразу уехал стоить «Этномир». Почему?

«Я чувствовал, что с моей персоной это (фестиваль «Саянское кольцо» - Г.Р.) является некоторым стопором, потому что администрация относилась к этому событию как к моему частному проекту, – самонадеянно признавался г-н Катаев журналистам сайта Kaleda.ru с нелогичной оговоркой. – Я больше выступал как консультант, как советник, а не в роли директора и паровоза.»

Фестиваль Womad Russia был организован в сентябре 2013 года в Ставрополе Фондом социальных проектов «ПосетиКавказ» при содействии ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» и финансовой поддержке ОАО «Внешэкономбанк». Г-н Катаев действительно назван инициатором его проведения как генеральный директор ФСП «ПосетиКавказ». Но не более того, поскольку история с Womad Russia в России на том и закончилась.

Можно и дальше идти по списку проектов Андрея Катаева, но везде он демонстрирует задатки спортсмена, который признаётся: «Я ж на длинной на дистанции помру – не охну, пробегу, быть может, только первый круг – и сдохну!». По этой причине второй круг, как правило, и не планирует.

Зато есть у него два золотых по нынешним новгородским запросам качества: 1) помечтать; 2) поговорить. О проектах, что у него «за плечами» я уже сказал. Вот – о тех, что впереди: «в Шушенском я хотел создать тематический парк «СибИрия — Терра Инкогнита». В нём хотел представить всю Сибирь… Мечтаю создать музей этнической музыки. Создать банк данных из произведений народов Сибири и организовать студию звукозаписи этнической музыки». Вот более актуальные планы: как гендиректор «Руси Новгородской» Андрей Александрович мечтает, что «возьмет на себя решение вопросов межведомственного взаимодействия, разработку концепции развития отрасли в целом для региона и в разрезе каждого субъекта, запустит реализационные механизмы и будет привлекать инвестиции для развития туристической инфраструктуры».

Яблоки и яблоньки

К слову, параллельно г-н Катаев второй год занимается (ли?) строительством объекта агротуризма в усадьбе Муравьёвых-Шереметьевых (Лужский район), чтобы «создать мир коренной деревенской русской среды, в которую будут приезжать люди для отдыха и уединения». Там, скажу я вам, огромный яблоневый сад. Как говорит г-н Катаев с него можно собирать 50-100 тонн яблок в сезон.

Взял он усадьбу в аренду на 49 лет (всё-таки памятник федерального значения), так что успеет переквалифицироваться в латифундисты на старости лет. Плохо только, что латифундия находится в Ленинградской области. А так бы попал точно в тренд: будем же мы развивать медицинский туризм, коль скоро петербуржцы замечены на приёмах у новгородских стоматологов! Так почему нельзя приобщить туристов к обихаживанию яблоневого сада? 50 000 кг яблок на дороге не валяются!

Итак, это про «помечтать». «Поговорить» – у всех на слуху. Я про то, что «брендинг» – это непреходящая любовь Андрея Катаева.

Пока в Новгороде работала Мастерская регионального туризма, сделано было немного, но два бренда Андрей Катаев смастерил играючи: «Жива Ж Земля Новгородская» и «Мы Ж Новгородцы». Странно, что всего два. Чем плохо было бы, например: «Не перевелись Ж богатыри русские», «Сердилась лягушка на Новгород да лопнула Ж», «Новгород, Новгород, а постарше Ж старшего!» или «В Новгород придёшь, тут и М и Ж найдёшь» (через площадь от «Красной избы»).

Но, по Катаеву, два – это очень хорошо. Например, Чукотский автономный округ он забрендировал безальтернативно: «Чукотка — мир настоящих людей». Республику Хакасия – тоже: «Хакасия — тёплая Сибирь». Не знаю, повторяют ли предложенные мантры чукчи и хакасы, но новгородцев это Ж явно смущает и провоцирует на двусмысленности.

Да и после того, как, эксплуатируя Ж-бренды, г-н Катаев открыл «магазин даров и сувениров новгородской земли», очередь за клеймёнными футболками, кружками и прочими сувенирами не выстраивается. Один (из трёх) отзывов на сайте магазина явно с обиженными интонациями: «23 февраля в 16:17. Сегодня первыми посетителями нашей лавки были… и ушли ни с чем. Приходите к нам, чтобы с чем-нибудь уйти».

Мы Ж сибиряки Ж!

Да, вот так бывает. А жалко Ж его. Было. До 30 мая. Теперь г-н Катаев снова при государевом столе и готов заняться «разработкой концепции развития туризма в Новгородской области на 2018-2023 годы, созданием системы навигации туристических объектов и маршрутов, внедрением системы лояльности «Карта гостя». Ну, и там чего ещё в голову придёт!

Жаль только, что никого не смущает, что по «Положению о департаменте культуры и туризма Новгородской области» именно на департамент возложена «реализация государственной политики в сфере туризма на территории области». А «Основными задачами департамента являются: 1. Определение приоритетных направлений в развитии и совершенствовании… туристской деятельности на территории области; 2. Совершенствование системы предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в сфере… туризма на территории области; 3. Создание условий для увеличения туристского потока в область, развития туристской индустрии, привлечение инвестиций в сферу туризма…» и т.д. По новой логике получается, что креативить будет «Русь Новгородская», реализовывать – департамент, а платить за это – областной и муниципальные бюджеты.

Так что признание председателя комитета по туризму Новгородской области (входит в департамент) Евгения Родионова, который 11 лет «лично ждал появления такой организации как института развития», не следует воспринимать как вздох облегчения. Работы у вас, г-н Родионов, прибавится, скорее всего. И не гарантировано, что – продуктивной. Но вы Ж новгородец!

Фото Николая Велицкого