Неловко задели витрину плечом, разбив бутылку дорогого виски – и вот уже к вам на большой скорости движется администратор с красным от гнева лицом. «Придётся платить», - думаете вы и обреченно лезете за кошельком. В магазин с большой сумкой нельзя – и вы уже предвкушаете «нервенную дрожь» и постоянные оглядывания на железные ящики с хлипкими замками. А излюбленное «сумочку покажите» на выходе из торгового центра давно стало мемом. Мы уйму времени проводим в магазинах, но так и не знаем своих прав.

Имеет ли право охранник магазина досматривать сумочку?

Не имеет. Ни сумочку, ни кошёлку, ни дорожный чемодан. Он может попросить вас показать содержимое сумки, но вы имеете полное право ответить нет. В соответствии со статьёй 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» досматривать ваши личные вещи имеют право только сотрудники правоохранительных органов. Максимум, что может сделать охранник – это вызвать полицию и задержать вас до её приезда. При этом основания у охранника должны быть вескими: увидел факт кражи через камеру слежения, поймал за руку или предательски запищала сигнализация. Правда, практика показывает, что зачастую охранники руководствуются лишь подозрением. Но если вы на самом деле ничего не крали, то это можно квалифицировать как оскорбление покупателя и требовать возмещения ущерба. Через суд, конечно. Не приятный момент: задержать вас охранник может с применением физической силы. По закону он имеет право на её применение для предотвращения преступления. Но! Если охранник повалит вас на пол и начнёт заламывать руки за украденный чупа-чупс, то суд может счесть его действия несоразмерными ущербу.  

Имеет ли право охранник заставлять сдавать сумку в «камеру хранения»?

Не имеет. Вы можете потребовать показать вам статью закона, запрещающую гулять по магазину с большим чемоданом. Фраза про внутренние инструкции не должна вас смущать. Никакие магазинные инструкции и правила не могут противоречить российскому законодательству. Просто напомните об этом охраннику. Если не поможет, требуйте позвать администратора или звоните в полицию.  

Имеет ли право магазин требовать возмещения случайно испорченного товара?

Не имеет. Если вас пытаются заставить заплатить за случайно разбитую венецианскую вазу или бутылку «Хеннси XO», смело ссылайтесь на статью 211 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей, порча товара в магазине считается риском случайной гибели имущества, и все убытки за его повреждение ложатся на плечи собственника. До тех пор, пока товар вами не оплачен в кассе, его владельцем является магазин.

И, наконец, что делать, если вас обсчитали в магазине?

Многим знакома ситуация, когда вы даёте кассиру, скажем, тысячу рублей за товар, а сдачу получаете как с пятисот. Если на ваши требования кассир лишь «делает честные глаза», то у вас есть два варианта.  В первом вас спасут камеры наблюдения. Они есть над кассами большинства современных магазинов. Вызывайте менеджера или администратора и требуйте показать вам записи с них. Второй вариант, если в магазине нет камер или они не зафиксировали вашу купюру. В этом случае настаивайте на пересчёте. Кассир в вашем присутствии, а также в присутствии администратора магазина сосчитает деньги в кассе и сопоставит их с отчетом кассовой машины. По излишку в кассе можно доказать, что вы дали кассиру купюру большего достоинства. Главное – предъявлять претензии лучше, что называется, «не отходя от кассы». Доказать что-либо контролирующим органам потом будет сложнее.

Фото из открытых источников