Театр начинается с вешалки, а любовь к литературе – с «Мастера и Маргариты». Лично у меня, дипломированного филолога с красными корочками, случилось именно так. Трудно поверить, но до определённого возраста произведения из школьного курса литературы читались мною лишь потому, что надо. Но так было только до знакомства с творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, который распечатал юное сердце для литературы. Сложно сказать, сколько раз в дальнейшем я перечитывала «негорящие рукописи», но то, что сделаю в ближайшее время это снова, даже не сомневаюсь. А всколыхнул это желание новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского, где на днях состоялся премьерный показ одноимённого спектакля. 

Признаться честно, идти было страшно. Не хотелось разочаровываться. К моменту, когда за самый мистический роман прошлого века взялись новгородские артисты, я успела посмотреть интерпретации произведения в исполнении различных театров. В том числе, столичных с именитыми актёрами в главных ролях. Но, по правде сказать, откровенно слабые постановки только расстраивали. Одни делали ставку на зрелищность, вырывая из произведения куски, которые легче показать на сцене. Другие промахивались, как мне казалось, с типажами в подборе артистов. И потому всякий раз после просмотра той или иной версии «М и М» я уходила с послевкусием недожатости. 

Но не в этот раз. В минувший четверг мне повезло стать одной из первых, кто увидел спектакль. Прогон, а по сути генеральная репетиция, проходил в присутствии прессы и студентов колледжа искусств. Более четырёх часов действа, которые в дальнейшем были сокращены до 3,5, пролетели на одном дыхании. Петербургский режиссёр Мария Мирош сумела настолько органично задействовать большую часть театральной труппы, что каждый из выходящих на сцену выглядит так, будто играет свою роль уже не один сезон: 

Распределение ролей – это 80% успеха спектакля и здесь оно получилось очень точным, несмотря на то, что в труппе всего 29 человек, это очень мало для такого большого театра. В спектакле при этом участвует 21 человек. Конечно, показать всё произведение целиком невозможно, мы взяли большой объём, но придётся его сокращать, – рассказала перед премьерой Мария Мирош. 

Забегая вперёд, скажу, что не только первый официальный показ, состоявшийся 27 марта, прошёл при полном аншлаге. Билеты и на предстоящий 2 апреля показ также полностью раскуплены. А всё потому, что по соцсетям мгновенно полетели отзывы – спектакль получился великолепным! 

Помимо потрясающей игры зрителю понравятся и используемые современные технические решения. Попеременно на сцене создаются три измерения-пространства, заданные самим Булгаковым: Ершалаим, Москва начала XX века и Вечность. К слову, для его воплощения Новгородское театрально-концертное агентство специально приобрело проекционную сетку для сцены, которая помогла создать голографический эффект 3D. 

За счёт видео и 3D мы делаем фантасмагорию и чудеса, без современных возможностей сделать это было бы сложнее. Но самыми главными на сцене остаются люди – артисты, – заверила режиссёр. – Я выделили три главные темы романа: любви и верности, света и тьмы, а также человека талантливого и воинствующей бездарности. 

Спектакль будет понятен даже тем, кто Булгакова его никогда не читал (будем надеяться – таких будут единицы!). 

Конечно, каждый придёт со своим видением произведения... Но у меня и артистов оно своё, им мы и хотим поделиться. Надеюсь, что оно во многом совпадёт. 

Скажу за себя – у меня совпало, мне, как говорит молодёжь, зашло. Каждый появляющийся на сцене артист забирает на себя всё внимание зрителя – настолько органично он проживает свою роль на сцене. 

Авторский текст разбросан среди актёров, и мне досталась значительная его часть – сюжетные витки, движения по всей истории, чему я очень рад и счастлив, – признался Евгений Баханов, играющий роль Коровьева-Фагота. – Наша общая задача – рассказать очень интересную и универсальную историю. Каждый зритель, посмотрев этот спектакль, сможет найти что-то своё, ответить на собственные вопросы. 

Не буду спойлерить, рассказывая, кому из артистов какая роль отведена в спектакле, назову лишь имена тех, кто исполняет главные: Анатолий Устинов, Матвей Швыденко, Маргарита Сакович, Кристина Жеребор, Евгений Баханов, Юрий Ковалев, Татьяна Каратаева, Иван Сучков.  

Отмечу напоследок ещё, пожалуй, работу костюмеров. Считается, что плохой костюм может «убить» актёра, а хороший, наоборот – «поднять». Хорошо пошитый костюм способен дать ключ к пониманию роли, к раскрытию определённых качеств персонажа. А вот идеальный костюм срастается с человеком, выражает его вкусы, настроения, ведь наряд артиста на сцене – это биография, характер, и даже характерные черты времени. Не сомневаюсь, зрительницы по достоинству оценят премьерные наряды. Тут и шикарное платье Маргариты для бала – именно таким лично я его себе и представляла – черная полупрозрачная ткань с непошлым глиттером; идеально скроенные костюмы Воланда , который предстаёт сначала в белом, а потом в абсолютно чёрном исполнении.

Фото Сергея Гриднева