Знаете, что общего между этими регионами: Владимирской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Курской, Московской и Тамбовской областью, а также Красноярским краем, Москвой, Чеченской республикой, Калмыкией и Крымом? Не вспоминайте географию или экономику, всё гораздо проще и ближе к пандемийным реалиям.

На этих территориях на сегодняшний день отменён масочный режим. Накануне к регионам-счастливчикам, которые смогли вздохнуть полной грудью впервые за 2,5 года коронавирусного гнёта, присоединилась Новосибирская область. Там это ограничение перевели в рекомендательный режим: «юрлицам теперь разрешается обслуживать клиентов без масок. В то же время работники предприятий торговли и обслуживания по-прежнему должны использовать маски при взаимодействии с людьми. Это касается таких сфер, как общественное питание, транспорт, фитнес-центры, парикмахерские, магазины». В Амурской области куда интереснее: там чиновники сделали финт ушами. Ну а как ещё могут трактовать простые смертные документ, который гласит «об отмене масок не в общественных местах, а только в зданиях органов исполнительной государственной власти». Местное издание приводит пояснение губернатора Василия Орлова из его Telegram-канала: «Эпидситуация в области улучшается, поэтому есть возможность постепенно смягчать ограничения. Действуем последовательно. С одобрения Роспотребнадзора в зданиях правительства отменён масочный режим, так как среди госслужащих более 95% вакцинировано. С Роспотребнадзором работаем тесно, и по их согласованию будем дальше снимать ограничения». 

Почему им можно, а нам нет? Искренне думала я, идя на воскресную фотосессию после конфликта в канцелярском магазине. Ну вот бывает же и на старуху проруха − не взяла маску, т.к. не планировалось у меня в тот день посещение общественных мест. Но второпях при сборах не положила с собой ежедневник − он был нужен в качестве аксессуара. Решила я, значит, заехать по пути к месту фотосъёмки в ближайший канцелярский. Но молоденькая кассирша беспрекословно следовала букве закона. Она заставила натянуть меня маску по самые глаза. Ни умоляющий тон, ни увещевания о том, что я попросту размажу свой фотосессионный макияж и алый рот по клочку синтетики с резинками, не подействовали. «Я не буду из-за вас платить 10 тысяч штрафа», – плохо скрывая раздражение ворчала барышня. Пришлось подчиниться. Хотя минутой ранее, когда я, как и другие покупатели находились в торговом зале, выбирала злополучный ежедневник, вопросов не было ни к кому. Исключительно на выходе под прицелом видеокамеры повелительница кассового аппарата встрепенулась. Нет-нет, я не против масок или там региональных указов, ни в коем случае. Да будь я сама трижды продавцом с удовольствием бы рявкала на несговорчивых напомаженных покупательниц. Но в этот исключительный момент, который поймут только девочки, когда ты готовишься, делаешь у профессионалов причёску и макияж, хотелось получить снисхождение… Или исключение… Как в случае с периодом жизни коронавируса в местах общественного питания. Все же помнят, как в разные месяцы пандемийного периода эта зараза активизировалась? Поначалу она заставляла закрываться кафе и рестораны в 23 часа, затем в полночь… А с недавнего времени приём клиентов разрешён там до часу ночи.

Ищём логику математически

Но вернёмся к нашим баранам... то есть ограничениям. Отчего же зависят эти послабления? Почему одни регионы отваживаются снимать ограничения одно за другим, а другие медлят освобождать лица россиян от ставших ненавистными масок?

«Несмотря на информационные вбросы о «новых волнах» ковида, по всему миру страны продолжают планомерно избавляться от антиковидных ограничений – тема явно потеряла актуальность», – пишет портал «Ассоциация туроператоров». В подборке на этом сайте приводятся страны, которые объявили о ковидных послаблениях за предыдущую неделю марта. Не буду пересказывать (желающие могут прочитать по ссылке), ведь заграничный опыт нам не указ. Попробуем разобраться со своими отечественными цифрами.

Первым делом открываем сайт, публикующий два с лишним года коронавирусную статистику. Там наверняка кроется ответ – наивно полагаю я. Однако, не всё так просто.

Вот карта нашей страны. Почти вся она красного цвета за редкими исключениями. Этим цветом опасности помечены те области и края, где эпидемиологи фиксируют более 150 случаев заражения на 100 тысяч населения (с пометкой — за 7 дней). Те, что уже перешли в разряд оранжево-жёлтых регионов фиксируют у себя 91-150 и мене 90 случаев соответственно. Значит это те счастливчики, что больше не носят маски – наивно подумала я. Не тут-то было! Из 16 контуров, залитых желтым и оранжевым, лишь 4 территории совпадают со списком безмасочных регионов! Не верите? Вот вам перечень: Кировская, Челябинская, Магаданская область, Удмуртская и Чувашская республики, Тыва, Татарстан и Марий Эл, Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Ханты-Мансийский АО.

Только Курская, Ивановская, Калужская и Новосибирская области, отменившие маски, вырвались из красной зоны. Остальные, покинув, её, сохраняют это ограничение. Выходит, не этот принцип работает для отмены масок?

Но всё же, обложившись калькулятором и бумажками для записей, я забралась в такие дебри, что, честно говоря, даже погоревать успела – отчего я филолог, а не математик. Проверьте меня, уважаемые читатели: при населении в 585 тысяч человек мы получаем (условно, разумеется) число «допустимых» заражений для того, чтобы выйти из «красной зоны». У меня получилось, что лимит нашего региона при 877 заболевающих в неделю – не более 121 человека в сутки. При том, что статистика по выявлению ковида стабильно падала в течение всего месяца, этот показатель мы давно «выполняем». Аккурат с середины марта. С 17.03 официальное число заражений стабильно стремилось к двузначной цифре. Минимальными они были буквально на днях: 28 марта – 78 и 29 марта – 71 заражение. За минувшую неделю общее число заболеваний достигло числа 581 (значительно меньше 877, чувствуете?).

Однако, отменив в начале марта почти все ограничения, Андрей Никитин не спешит избавлять новгородцев от масок. На заседании оперштаба 14 марта, когда коллега нашего губернатора из Москвы отменил маски, Никитин заявил, что «вопрос о целесообразности его (масочного режима — прим.ред.) сохранения планируется рассмотреть на следующей неделе с учётом динамики заболеваемости». Однако к вопросу спустя неделю не вернулись – не до того было, оно и понятно. Молчание было прервано лишь 30 марта. Тогда аккурат цифры заболеваемости поползли вверх: 93 новгородца заразились ковидом. Андрей Сергеевич заявил, что показатели количества заболевших пока ещё далеки от тех, которые позволили бы отменить и масочный режим: «Давайте посмотрим на цифры: за прошлую неделю зарегистрировано около 100 случаев на 100 тысяч населения. Если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом прошлого года, то тогда было порядка 46 заболевших на 100 тысяч. Разница почти в два раза выше. По стандартам Роспотребнадзора относительно благополучной считается ситуация, когда заболевает 30 человек на 100 тысяч. И в этом случае масочный режим можно снять. Как видите, мы пока ещё далеки от этих показателей. Как только ситуация позволит без риска для всех отменить масочный режим, это сразу будет сделано».

Получается, при нынешней заболеваемости в 70-90 человек в сутки, мы превышаем допустимые логикой Роспотребнадзора значения раза в три. Сегодня наши показатели в пересчёте на сутки составляют 15 человек на 100 тысяч новгородского населения (при том, что допустимо всего 30 в неделю). Значит будем продолжать мыть руки и всё, что моется, закрывать масками всё, чем дышится! В том числе – напомаженные рты. А ещё будем сопоставлять другие данные, стремясь в зону, свободную от ковида-19. Пока мы проваливаем 4 из 5 показателей:

Х, У, Z и прочие переменные

Справедливости ради добавлю, что в непростом уравнении попадания в список ковид-благополучных регионов есть еще куча переменных. И с этими Х, У и Z к калькулятору не подступиться. Например, если внимательно взглянуть на те же условия эпидемиологической задачки на стопкоронавирус.рф про 150 случаев на 100 тысяч населения, то можно увидеть под звёздочкой дополнительное. Тут приписывается пояснение: «территории, где тестирование не достигло 300 на 100 тысяч населения в день, относятся к красной зоне». Если я понимаю правильно, сейчас, когда с куаркодизацией покончено, добровольно наши земляки проверяться на ковид не бегут и число тестируемых снижается. И если число заболевающих снизится до озвученного губернатором показателя, мы можем не пройти по числу проходящих тестирование.

Ну да будет с нас. Одними подсчётами сыт не будешь. Поэтому калькуляторы в сторону, господа! Мы ж не математики, и тем более не вирусологи, потому отложим рассуждения на масочную тему до лучших времён. А пока оставлю здесь для информации и размышлений ссылку на видео на тему, которое вышло на Первом канале в рамках программы «Жить здорово» ещё год назад. Тогда Елена Малышева со своими коллегами-врачами, приводя массу аргументов и результатов исследований, заявила, что одни только маски не являются полноценной защитой от вирусов, в том числе от ковида.