Вот так новость! «Бегущий в лабиринте»-3 («Лекарство от смерти») обошёл наше «Движение вверх» и стал лидером проката. Американец собрал в первую неделю (с 25 января) 245,8 млн. рублей, россиянин – 216 млн. Правда, наш блокбастер уже полтора месяца крутят в кинотеатрах страны. «Движение вверх» побило все рекорды кассовых сборов (больше 2,7 млрд.), и на целый миллиард опережает наш же фильм «Последний богатырь» (2-е место), но дело не в этом.

Нас не догонишь!

Кто помнит, когда началась эпопея с «Бегущим в лабиринте»? Ведь это уже третья часть. А две других вы смотрели? То-то и оно…

Хотя специалисты предвидели и даже намеревались сдвинуть старт американца с 25 января на 1 февраля. Передумали. 1-го выходит «Сэлфи» с Хабенским и Бондарчуком. Тоже что-то с чем-то. И поскольку ничего вечного не бывает, пора «Движение вверх» готовить к переходу на телеэкраны…

А в чём секрет успеха спортивной мелодрамы? В умелом маркетинге или в высоком искусстве?

Мне кажется, одно от другого неотделимо. Маркетинг, построенный на патриотизме, не смог испортить картине имидж. Нет, конечно, наше кондовое «За Родину! За веру!» дало о себе знать: первая неделя проката «Движения вверх» дала средненькие 112 млн. рублей. Сравните: только что вышедший на большой экран «Zомбоящик» взял за неделю 114 млн.

Но потом заработало сарафанное радио. Люди стали передавать из уст в уста, что это не просто «фильм про баскетбол, а про жизнь». Я посмотрел «Движение вверх» ещё в декабре.

Врать нужно уметь

Три дня себя уговаривал пойти. Уговаривал, потому что учёный опытом боялся, что спортивная часть «Движения вверх» получилась такой же фальшивой, как в «Легенде №17» или в «Матче» (про игру между советскими футболистами и сборной зенитчиков Люфтваффе в Киеве летом 1942 года). И не то, чтобы там и там была откровенная халтура. Просто спортивное состязание сыграть очень трудно, почти невозможно. Тем более, если речь идёт о командном виде спорта.

В «Легенде №17» вместо хоккея показывали фигурное катание (да ещё не лучшего качества) с клюшками. В «Движении вверх» – баскетбол в натуральном виде. Пусть там даже переборщили с количеством мячей, вколачиваемых в кольцо сверху.

В 70-е годы это был диковинный трюк. Причём, в студенческом баскетболе США так забрасывать мячи в корзину было запрещено правилами, а у нас не запрещено, но просто не распространено. В советском баскетболе долгое время превалировала идея, что баскетболистам вредно работать со штангой и наращивать мышцы. Дескать, это мешает постановке броска, забивает руки и ноги (от работы ног точность попаданий зависит не меньше, чем от рук). И когда в начале 80-х на баскетбольной площадке стал господствовать по-американски атлетичный Шарунас Марчюлёнис, это стало в определенной степени шоком для широкого зрителя…

Впрочем, я хотел сказать, что «кол сверху» – всего лишь красное словцо, призванное приукрасить рассказ. Главное, что вся движуха на площадке, броски, передачи, столкновения переданы реалистично. Хоть и с преувеличением: с таким коленом, как в фильме у Сергея Белова, 20 очков американцам не забросишь. Но кино есть кино, и пришлось коленную проблему, которая стала мучить лидера сборной СССР года гораздо позже (в 36 лет он ещё выступал на московской Олимпиаде!), перенести в 72-й год.

Усы и бакенбарды

Стоит ли снова проверять, сокрыт дьявол в деталях или нет? В этом занятии всегда есть элемент авторского самолюбования. Дескать, фильм-то отличный, но вот усов у Сергея Белова в Мюнхене не было, а у Ивана Едешко были. Не помню. Впечаталось из того далёка, что у Александра Белова были пошлые бакенбарды (чуть меньше пушкинских), а остальное – на задний двор!

Сейчас родня наших первых олимпийских чемпионов по баскетболу активно протестует против искажения исторической правды. Это естественно. Но не безобразно. Придётся смириться, что близкие вам люди не только герои, но и киногерои (теперь). Ведь один из немногих доживших до наших дней Модестас Паулаускас не требует компенсации за то, что его показали столь ярым антисоветчиком. Он же понимает, что это всего лишь сценарный ход. Могло ли такое происходить с человеком, который до прихода в сборную СССР Владимира Кондрашина был капитаном команды?

Тем не менее, именно сплав профессионально снятой игры и мелодраматических конструкций (диссидентство Паулаускаса, любовь на фоне болезни Александра Белова, козни таможенников и т.д.) дали, на мой взгляд, ту правду жизни, которую не хочется подвергать сомнению. И даже сказанное в конце фильма «Мы за Родину бились» оставим без комментариев. Допустим, баскетболисты именно такие слова и произносят в раздевалках после игр…

Вместо эпилога

По совокупности: не переживайте, что «Бегущий в лабиринте» скакнул вверх в бокс-офисе России. Это временно. А вот то, что «Движение вверх» на третьей неделе проката собрал 363,3 млн. рублей и побил рекорд неповторимого «Аватара», запомните. Чтобы посмотреть, сколько через две недели соберет «Бегущий».

Фото: кадр из фильма (respect.media)