В пылу масштабного осеннего ремонта дорог в Великом Новгороде напрочь забыли о тротуарах. Внештатный автор «ВНовгороде.ру» и обладатель отечественного городского седана Алексей Сабельский не может сдержать эмоций.

Правила дорожного движения дают чёткое определение понятия «дорога». Это «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения». Определение также гласит, что дорога «включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

Как видим, тротуар и все остальные прилегающие к проезжей части элементы включены в понятие «дорога». Из определений СНиП также очевидно включение в это понятие тротуаров.

Непонятно тогда, почему ремонт проезжей части улиц Великого Новгорода гордо именуется «ремонтом дорог». По определениям в нормативных документах очевидно, что такой ремонт вряд ли можно считать ремонтом дорог в полной мере. Из числа горожан, интересы которых удовлетворяет этот ремонт, можно смело выкинуть пешеходов. А пешеходами являются, я напомню, 100 процентов горожан. Все они прежде, чем дойти до ближайшей остановки или даже до своей машины, идут пешком, едут в инвалидных креслах, толкают детские коляски. Не все они пользуются автомобилями даже как пассажиры. Еще меньше среди них водителей и автовладельцев, которым выгодна ровная проезжая часть, позволяющая меньше тратить на ремонт машин.

Отказ от ремонта новгородских тротуаров – полбеды. Дорожники пошли дальше и решили сделать по принципу «одно лечим – другое калечим». Если вы не бываете на Большой Московской улице между КЦ «Диалог» и мостом Александра Невского, то посмотрите на фотографии тех, кто бывает. Этот участок ремонтировала компания «Трэксервис».

Вопросы к ремонту дорог: зачем делать разметку перед ремонтом и устраивать резкие перепады?

На других центральных улицах Чудинцевой и Людогощей лужи не такие широкие и глубокие, но тоже присутствуют. Дорожники забыли восполнить нехватку асфальта на пешеходных переходах по краям проезжей части, где теперь тоже собирается вода. За этот участок отвечает СМУ-57.

Участники движения «Новый город» обратили внимание на это недоразумение, и в новые аукционы на ремонт администрация города добавила тротуары.

Городское пространство не станет комфортным, пока в городах не сформируется мощное пешеходное лобби, каким стало лобби автомобильное. Наверное, расстрою некоторых автомобилистов, но давно стоит признать: город не принадлежит машинам. Пешеход не должен шарахаться от брызг из-под колёс и в спешке перебегать дорогу. Он не должен перепрыгивать через лужи и скользить по грязи, названной газоном по недоразумению, когда мы с вами, автомобилисты, сидим в сухих и теплых салонах. Пешеходный город – это демократический город, где 100 процентов населения чувствуют себя равными друг другу.

В США, Канаде и Европе несколько десятков лет назад автомобиль считали не только транспортом будущего, но и показателем достатка. Бытовало мнение, что нет смысла тратить деньги на пешеходов, которые приносят государству меньше доходов, чем автовладельцы.

Когда некоторые города встали в перманентные пробки, градостроительные чиновники поняли важную вещь. Автомобилисты хотя и платят больше налогов, все равно приносят убытки экономике: разбивают дороги, увеличивают среднее время поездки на работу, выбрасывают в воздух выхлопные газы, ржавеют и пополняют собой свалки, на уборку которых тоже требуются деньги. К тому же, в мире, где подержанный автомобиль может в кредит купить любая экономически активная семья, машина не может считаться признаком достатка.

В противовес автомобильному модерну в 1980-е годы пришел новый урбанизм во главе с канадской журналисткой и теоретиком городского планирования Джейн Джейкобс. Новый урбанизм – это отказ от гигантских пригородов и спальных районов в пользу смешанных городских кварталов, где все необходимое находится в пешей доступности от жилья.

Никакой «новый урбанизм» Великому Новгороду не нужен, потому что наш город не настолько велик и неудобен, как автомобильные мегаполисы Северной Америки с маленьким центром и огромными, на десятки километров в диаметре одноэтажными пригородами без магазинов, рабочих мест и общественного транспорта. Достаточно обеспечить сухие ботинки пешеходам в любую погоду. Мы все имеем на это право и можем его требовать.

Фото автора