В Великом Новгороде пройдёт традиционный киберфестиваль BigChamp2020 «Кубок Ростелекома». С чего началась история развития киберфестивалей BigChamp? Как развиваются компьютерный спорт и спортивные симуляторы? Какие партнёры поддерживают киберфестиваль? Об этом нашему изданию рассказали двое из команды организаторов BigChamp 2020: Андрей Иваненков (далее – «А») и Денис Прокофьев (далее – «Д»).

Андрей, как появился и развивался фестиваль?

А: Начну с того, что сам не считаю себя киберспортсменом. Моим увлечением является, в первую очередь, традиционный спорт, но мне нравится играть в интересные сюжетные видеоигры. Интерес к киберспорту появился, как и у многих других новгородских ребят, в студенческие годы во время посещения компьютерных клубов, которые потом стали закрываться, но желание посоревноваться у молодёжи осталось. И, уже работая в «Ростелекоме», мы совместно с коллегами приняли решение провести городские соревнования по разным дисциплинам для молодёжи. В 2007 году прошли первые двухдневные состязания. И с тех пор мы регулярно организуем спортивные мероприятия, которые переросли уже в крупные фестивали. Отрадно наблюдать, что сейчас многие хотят помогать развивать данное направление, также гости из других регионов приезжают перенимать опыт организации таких грандиозных событий.

Денис, когда Вы впервые приняли участие в фестивале и в качестве кого?

Д: Наше знакомство с Андреем началось как раз с первого киберфестиваля в 2007 году. Правда, сейчас я уже точно не вспомню, как именно мне предложили провести турнир по FIFA 07 в компьютерном клубе, и кто, но, по-моему, это был не Андрей, а ещё один организатор, который по-прежнему входит в нашу команду на киберфестивалях. Одновременно я был и участником турнира. До этого в Великом Новгороде несколько лет существовали онлайн-лиги по FIFA и Pro Evolution Soccer – корейской альтернативе канадской игре, где я был одним из судей. В одном турнире принимали участие и по сто человек, разделенные на дивизионы – это отличная цифра для Великого Новгорода. Наш первый футбольный лан-турнир вызвал интерес у двадцати четырёх человек.

С 2007 года мы успели организовать турниры и для аудитории, превышающей пятьдесят человек – например, на киберфестивалях в Великом Новгороде и Пскове в 2017 и 2018 годах соответственно, но именно первый турнир особенно запомнился. Надеюсь, что и в этом году футбольный турнир на Кубке Новгородской области по компьютерному спорту посетят много жителей региона и близлежащих областей. Во всяком случае мы приложим для этого все усилия. 

Что собой представляет компьютерный спорт в Новгородской и Псковской областях помимо этих турниров?

А: В Новгородской и Псковской областях существуют областные отделения Федерации компьютерного спорта России. В 2018 году они получили от Министерства спорта России статус аккредитованной региональной спортивной федерации на четыре года. Федерация компьютерного спорта России даёт возможность организовывать и проводить официальные чемпионаты, первенства и кубки России по компьютерному спорту в регионе. Отбирать и представлять спортсменов, тренеров и судей на присвоение званий и квалификаций, осуществлять формирование, подготовку сборных команды региона для участия в киберсоревнованиях, формировать календарный план физкультурных и спортивных мероприятий.

В регионах уже есть спортивные судьи по компьютерному спорту третьей категории и спортсмены с официальными разрядами.

Денис, правда ли, что у Вашего мероприятия появилась новая федеральная поддержка?

Д: Да, это правда. В прошлом году нам с Андреем удалось стать одними из победителей всероссийского грантового конкурса молодёжных инициатив среди физических лиц младше тридцати лет с проектом «КиберМир: взгляд в Будущее» и получить финансовую поддержку для его реализации. Проект состоит из киберфестиваля, лекций по кибербезопасности и организации стационарной площадки для соревнований и обучения. Летом 2019 года мы с Андреем готовили заявочные документы. Помогали нам в этом сотрудники Министерства спорта и молодежной политики Новгородской области, за что мы им благодарны.

В октябре 2019 года Федеральное агентство по делам молодёжи огласило результаты конкурса, согласно которым мы вошли в число лучших проектов России в своей сфере. Несмотря на кажущиеся сложность оформления документов и длительность согласований деталей проекта с Москвой, рекомендую каждому парню или девушке попробовать свои силы в подобном конкурсе – вы как минимум получите опыт участия во всероссийском отборе и обретёте новые знакомства. Мы рады поддержке мероприятия на федеральном уровне, её трудно переоценить – благодаря ей мы расширяем программу киберфестиваля и перечень соревновательных дисциплин.

Почему в рамках турнира представлены именно эти игры? Хотели бы вы проводить соревнования ещё по каким-то играм?

А: Всё очень просто. Министерство спорта России официально признало шесть дисциплин компьютерного спорта: 1) боевая арена, к которой, например, относится MMO-стратегия Dota 2; 2) файтинги (Mortal Kombat 11, Tekken 7); 3) соревновательные головоломки – скажем, карточный Hearthstone; 4) спортивный симулятор – в частности, симулятор хоккея NHL 20; 5) стратегия в реальном времени – здесь самой популярной игрой является StarCraft II; 6) технический симулятор. К сожалению, такие шутеры, как CS:GO, еще не признаны дисциплиной по компьютерному спорту. Отмечу, что CS:GO является исторически самой популярной игрой в России и мире.

Денис, в дополнение вопрос к Вам как к главному судье соревнований и ответственному за турниры по FIFA 20 и NHL 20: почему сделан выбор именно в пользу этих игровых дисциплин?

Д: С самого первого нашего турнира в 2007 году именно FIFA была в качестве футбольного симулятора. Только один раз к FIFA добавили Pro Evolution Soccer, но турнир собрал мало участников, поэтому придерживаемся традиционно более популярной FIFA. Соревнования пройдут в обычном режиме один на один с уникальными характеристиками игроков, но нужна предварительная регистрация в группе фестиваля. Так мы сможем заранее сформировать турнирную сетку и распланировать время мероприятия. Мы не делаем ограничений по половому признаку и надеемся на то, что впервые в турнире примут участие девушки. Финальные игры по FIFA 20 мы планируем транслировать на большом экране в актовом зале площадки проведения и в сети с профессиональным комментатором из Пскова – зрителям тоже будет интересно! 

Мы решили провести турнир по NHL 20, чтобы расширить аудиторию киберфестиваля и дать возможность людям, у кого любимый спорт хоккей, а не футбол, приятно провести время в компании единомышленников. В Великом Новгороде есть ледовые площадки, дети активно занимаются хоккеем, поэтому подумали, что турнир именно по этой дисциплине может быть интересен многим новгородцам. Кроме того, скоро Федерация компьютерного спорта проведет чемпионат России по NHL 20 – хоккей действительно популярен в масштабах страны, но по нему не так много локальных турниров, как по футболу. Наше соревнование имеет открытый статус – мы рады гостям и из других регионов. Так, в турнир по хоккею уже подал заявку представитель Санкт-Петербурга.

Расскажите, кто ещё помогает вам развивать такое крупное мероприятие?

Д: Самое главное в проекте такого масштаба – это команда. Мне кажется, нам очень повезло, что практически половина организаторов – судьи соревнований и технические специалисты, знакома не менее десяти лет. Мы знаем, чего ожидать друга от друга в своей зоне ответственности. В то же время мы рады, когда в команде появляются новые люди – так будет и в этом году благодаря, например, расширению соревновательной части программы. Безусловно, нельзя не сказать о партнёрах киберфестиваля. Помимо главного партнера с 2007 года ПАО «Ростелеком», в этом году нам помогают порядка сорока компаний диаметрально противоположных направлений деятельности, но в этом и плюс мероприятия. Здесь могут быть представлены практически любые виды досуга молодёжи, а партнеры либо являются их участниками, либо поддерживают эти виды досуга и здоровый образ жизни. 

За годы проведения мероприятий мы сотрудничали с интернет-магазином «DNS», Gigabyte Россия, LG Electronics, производителем кваса «Никола» компанией «Дека», агрохолдингом «Лактика», коммерческим банком «Почта Банк». На предстоящем фестивале, например, официальный партнёр мероприятия агрохолдинг «Лактика» уже второй год подряд предоставит подарки со своей продукцией для победителей соревнований и напитки для участников. «Новгородская областная федерация профсоюзов» – наш давний соорганизатор, помогающий с рекламой мероприятия на информационных платформах города и участвующий в фестивале со своей площадкой с цифровым квестом. У нас остались только приятные впечатления от прошлогоднего сотрудничества с МАОУ «Школа № 36» и профессионализма сотрудников школы, поэтому приоритетной для нас в плане места проведения киберфестиваля стала именно эта площадка. Мы по-прежнему открыты к предложениям со стороны партнёров и будем рады, если они примут участие в уникальном для Новгородской области мероприятии.

Сейчас о вреде интернет-игр столько говорится и пишется. И тем не менее компьютерный спорт является одним из самых успешно развивающихся видов состязаний во всем мире. В чём причина?

А: В его зрелищности и массовости. Сегодня есть возможность купить билеты на кибертурниры так же, как, скажем, и на футбол, когда собираются арены зрителей, соревнования транслируются на огромные экраны и сопровождаются рассказами профессиональных комментаторов. Компьютерный спорт позволяет тренироваться и играть, не выходя из дома, при этом в команду можно пригласить людей из разных частей света. Что касается того, насколько полезен или бесполезен для человека киберспорт, могу сказать одно: положительный эффект уже доказан учёными. Конечно, речь идёт не обо всех играх подряд, а только о тех, в которых для достижения желаемого результата нужно применять свои навыки, стратегию, реакцию и умение оперативно принимать решения в неординарных ситуациях. В киберспорте нужна меткость, пускай и виртуальная. Развивается реакция. Формируется умение заранее просчитывать свои действия, анализировать, повышаются интуиция и координация, способность к высокой концентрации. Профессиональные компьютерные игроки, как и спортсмены любого другого вида спорта, тренируются ежедневно. Другой вопрос, что кибертренировки должны сочетаться с обычными подвижными или силовыми упражнениями.

Фото: Саша Козлова