В нынешнем выпуске проекта, посвящённого самому масштабному ежегодному клубному шоу Великого Новгорода, «ВНовгороде.ру» беседует с официальным фотографом седьмой «АртСессии» Виктором Суховым. 4 октября с 20:00 именно он будет фиксировать самые яркие моменты шоу на «Фрегате Флагман». А пока рассказывает нам о своих самых экстремальных съёмках и поясняет, почему фотографу полезно поработать грузчиком.

Виктор, расскажите, как пришли в фотографию? Что снимали сначала? С какой аппаратурой стартовали?

Сначала взял фотоаппарат у знакомой (на самом деле бывшей), немного поснимал, понял, что увлёкся фотографией. В определённый момент бабуля подарила мне любительскую камеру, тогда начал экспериментировать с фото. Много практиковался, снимал всё подряд: портреты друзей, пейзажи, цветочки-листочки, разбитые бутылки, оставленные какими-то алкашами. Я стал в этом достаточно опытным, прокачался с уровня «лошара» до «новичок» и впоследствии подвернулась возможность поснимать за небольшие деньги (хотя я рассчитывал только на еду) на свадьбе, чем я и воспользовался. С высоты прожитых лет понимаю, что те фотографии были технически отвратительными, но при этом честными и искренними с моей стороны. Далее заказы начали появляться сами по себе. Первая камера – Nikon d40 со стандартным объективом 18-55мм. Там крутая матрица ССD с отличным цветом. 

В каких направлениях фотографии работаете? Что больше всего сами любите снимать?

Снимаю практически всё. Репортажи – свадебная съёмка, дни рождения, клубная фотография, корпоративы, выпускные, концерты, интересные мне городские мероприятия, то есть все съёмки, на которых в той или иной мере есть алкоголь. Плюс рекламная съёмка, т.е. фото для журналов, буклетов, работа с различными новгородскими компаниями и рекламными агентствами. Занимаюсь портретной съёмкой (семейные фото, пары, детские съёмки), съёмкой интерьеров, «предметкой»: фудфото, продукция. Больше всего нравится фотографировать людей. Конкретный вид съёмок выделить трудно, главное, чтобы присутствовали искренние эмоции, а заказчики хотели получить живые фото.

Многие фотографы испытывают проблемы с поиском заказов. Как у вас с этим обстоят дела?

Тьфу-тьфу, заказчики находятся. Больше всего времени занимает обработка фотографий (смеётся)! Поэтому для себя, творчески, снимаю реже, чем хотелось бы. По факту, если к коммерческим съёмкам относиться с душой, то они принесут не меньшее удовлетворение, чем работа над творческим проектом.

Что занимает больше времени: творческая сторона или переговоры с клиентами? Реально вообще зарабатывать только фотографией?

На переговоры с клиентами время особо не трачу. Обычно те, кто ко мне идут, уже знают, в каком формате я работаю, и им остаётся только уточнить все свои пожелания. Зарабатывать только фотографируя вполне реально, я так и работаю. Но стараюсь не брать предоплату, потому что тогда эти деньги вылетают в трубу, а мотивация к обработке становится меньше ровно на процент предоплаты.

Какие самые экстремальные съёмки у вас были?

Экстрима в прямом смысле этого слова не было. Думаю, съёмка из окна движущегося авто, когда тебя держат за ноги это единственное, что может здесь считаться. Но по напряжённости процесса зачастую свадебные съёмки оказываются самыми экстремальными. Часто всё идёт не по плану, и приходится быть то грузчиком, то психологом, то кем бы то ни было, не забывая при этом и про фотографа внутри себя.

Многие априори уверены, что они непривлекательны и плохо получаются на фото. Как с ними работать?

Могу рассказать о том, что все люди хороши и т.д, но не буду, потому что не все хороши и не все умеют фотографироваться. Это нормальная практика. Далеко не все, кто попадают в объектив, являются моделями. Они не обязаны умело позировать и выдерживать многочасовую работу с фотографом. Даже девочки с «селфи головного мозга» вполне могут потеряться во время съёмки. И тут дело уже не в профессионализме фотографа, а в его умении общаться с людьми. Подколоть, рассмешить, поговорить о личном – всё может сработать, единого рецепта нет и не может быть, потому что все мы разные. А когда ты находишь этот ключик и человек начинает раскрываться, уже не важно: выглядит он так, будто только сошёл с обложки, или похож на простого парня-девушку со двора. В этот момент он является самим собой, и это главное.

Был ли у вас опыт работы в других профессиях? Повлиял ли он как-то на ваше творчество? 

Успел немного поработать на раскопках, 4 года подряд провести лето в качестве грузчика на складе и почти год проработать техником в детском центре. Для справки: больше всего мне понравилась работа грузчиком. В ней я находил наибольшую романтику, даже в том, чтобы в ливень разгружать фуру, или спать в обед на мешках с сахаром высоко под потолком. Получал настоящее удовольствие от работы, к тому же приходилось общаться с разными людьми: дальнобойщиками, привозившими грузы, покупателями, сортировщиками. Это общение было хорошим, интересно знать про жизнь других (если что, я не из ФСБ). Ах, да, как повлияло на работу фотографом – я лучше понимаю цену деньгам и при работе с заказчиками могу пойти на компромисс.

Как вы относитесь к репортажной съёмке на телефон? Реально ли стать профи в этом жанре, выработать свой стиль?

Нормально отношусь. Сейчас на телефон проще снимать, чем на плёночную камеру бородатых годов. Всё видно на экране, качество приемлемое, плёнку менять не надо, скорость съёмки в телефонах apple, к примеру, составляет 10кадров в секунду. А уж средств обработки на телефонах просто масса: от фильтров, делающих фото под цвет сникерса до всяких там размытий-эффектов – можно выбрать себе по душе.

Есть ли у вас фотографы, которые вдохновляют на работу?

На других современных фотографов, особенно в нашем городе, да и в целом по России-за рубежом, стараюсь не смотреть или делать это минимально. Есть вероятность словить тенденцию к перениманию чужого стиля и утрате своего. При этом поглядеть на снимки великих фотографов считаю вполне полезным делом: вкус не испортить, а перенять манеру не получится. Рождённый ползать летать не умеет, руки внезапно не начнут расти из другого места. Ещё в последнее время много вдохновения нахожу в картинах разных художников, пытаюсь понять, какой жанр,манера исполнения мне ближе.

Насколько вы критичны к самому себе?

Стараюсь по-максимуму критиковать и себя и других, потому что ванильные «боже, это потрясающе», «просто класс», «как красиво» в комментариях под снимками фотографов не делают хорошо. Они расслабляют и притупляют фотографическое чутьё (почти как у Человека-Паука). Недавно залез в городской паблик, куда присылают фото для оценки, и наставил всем минусов. Надеюсь, хотя бы 1% людей станет лучше, или они как минимум разозлятся, что тоже полезно в нашем деле. Сам прошу друзей прямо говорить по моим работам или «го…В\Д…но». Так можно увидеть свои ошибки разной величины и больше их не повторять. Я вот, например, не люблю делать фотографии в полный рост. Точнее люблю, если снято хорошо, но сам в процессе фото могу их пропустить, или сделать мало. Больше концентрируюсь на средних планах. Так вот, у меня есть отдельный человек, который постоянно мне про это напоминает. Конечно же, в этот момент я немного сержусь на него, но потом всё понимаю. Это как получить двойку, обидеться на учителя, понять, что всё за дело и потом исправить её!

Помимо фото остаётся ли время на какие-то другие увлечения?

Конечно, остаётся. Люблю часа два в день проездить на автобусе, потому что у меня нет машины. Люблю смотреть фильмы, особенно в новом кинотеатре по утрам, за сто рублей. Встречаться с друзьями, когда «вписка» годная и с собой особо ничего нести не надо, и иногда для успокоения нервов вышивать крестиком. А если без шуток, то самый кайф в простых прогулках по делам или без дела, во время которых можно наблюдать за жизнью вокруг. Где-то дорогу перебегают насекомые, стараясь остаться невредимыми, этот кондуктор встретил старую знакомую и они расспрашивают друг друга о жизни, учителя ведут школьников, довольных пропуском урока, на экскурсию, хитрый уличный кот попрошайничает мясо на рынке, какая-то девушка одела новое платье и в её взгляде читается желание быть замеченной... Всё это прекрасно, и всё это происходит каждую секунду вокруг нас, это и есть жизнь, часть которой я пытаюсь запомнить.

Напоминаем, что «ВНовгороде.ру» будет вестионлайн-трансляциюсобытия 4 октября в 20:00. 

Фото из архива Виктора Сухова и открытых источников

Великолепная семёрка «АртСессии-2016»: Ярослав Буравченко
 
Великолепная семёрка «АртСессии-2016»: «Малиновская банда»
 
Голосование за седьмого участника ежегодного шоу «АртСессия 2016: 7» (завершено)