1 декабря дума Великого Новгорода будет рассматривать в первом чтении проект бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов, но познакомиться с ним можно уже сейчас. О том, какие перспективы это нам сулит, мы расскажем традиционно простыми словами, но в новой форме – в формате карточек.

1
Что такое бюджет и почему о нём так много говорят каждый год?

Бюджет – это главный финансовый документ, по которому живёт населённый пункт, субъект федерации или вся страна. От того, какие расходы будут запланированы, будет зависеть функционирование различных сфер народного хозяйства. Не удивительно, что каждый год проекты бюджетов разных уровней вызывают живые, порой ожесточённые споры в среде чиновников, политиков и экспертов. Каждый человек имеет своё мнение насчёт того, куда в первую очередь направить финансирование.

В течение года принятый бюджет нередко корректируют с учётом изменяющихся условий. Например, когда надо вписать в него межбюджетное поступление средств или, наоборот, учесть недобор по налоговым сборам и другим доходам, как это случилось в 2016 году, когда тема секвестирования (урезания) расходов стала обсуждаться в информационном пространстве с завидной регулярностью.

2
Почему нельзя просто сделать так, чтобы результат всех устроил?

Экономика устроена таким образом, что всегда где-то будет не хватать финансирования, но это тема, пожалуй, для отдельного разговора, почему так происходит.

Исходя из этого, бюджет – это, своего рода компромисс и попытка учесть интересы всех заинтересованных групп населения. На практике, конечно, получается недостаток финансирования по многим направлениям – образованию, ремонту и содержанию дорог, социальным обязательствам – поэтому бюджет принимается в спорах на заседаниях парламента и публичных слушаниях, по результатам которых администрация Великого Новгорода бывает вынуждена корректировать основные финансовые показатели.

3
Ближе к делу. Как выглядит бюджет 2017 года?

Согласно документу, городская казна в 2017 году должна получить 4 миллиарда 562 миллиона 596,5 тысяч рублей. Из них 1 миллиард 377 миллионов 926 рублей составят налоговые доходы (налог на доходы физических лиц, единый налог на вменённый доход, земельный налог и другие), 485 миллионов 36 рублей – неналоговые доходы (включая арендные платежи, доходы по программе приватизации, штрафы и прочее) и 2 миллиарда 699 миллионов 634,5 рубля – межбюджетные трансферты.

Расходы также составляют 4 562 596 500 рублей, что означает, что дефицит бюджета в следующем году будет нулевым, а бюджет – бездефицитным.

Структуру расходов можно увидеть в нашей графике ниже (картинка кликабельна).

pC6q2W UStw

4
Что такое бездефицитный бюджет?

Бездефицитный бюджет предполагает нулевую (как в нашем случае) или положительную разницу между доходами и расходами. В сложных экономических условиях, в которых оказался Великий Новгород, бездефицитность продиктована необходимостью снизить долговую нагрузку на город. Такой приём уже использовало правительство Новгородской области годом ранее, когда формировало региональный бюджет, и нынешний проект областного бюджета свёрстан таким же образом.

5
Так это хорошо или плохо?

В идеале бездефицитный бюджет означает, что городу для выполнения взятых на себя обязательств хватает собственных и полученных по различным государственным программам средств, поэтому брать бюджетные или коммерческие кредиты не требуется. Так что, если смотреть с этой точки зрения это хорошая новость, так как городу не придётся искать заёмные средства, чтобы исполнить бюджет.

Но не всё так просто. Отказаться от бюджетных кредитов пришлось из-за ежегодного роста долговой нагрузки и расходов на обслуживание муниципального долга. На эти цели в 2016 году выделено 197,49 миллиона рублей, столько же запланировано и проекте бюджета на 2017 год. Для сравнения, планируемый дефицит бюджета в 2016 году составляет 227 миллионов 898,454 тысячи рублей, то есть львиная доля дефицита приходится на одни только проценты по кредитам.

К тому же, отказ от бюджетного кредитования влечёт за собой существенное урезание расходов бюджета. В 2016 году планируется израсходовать 5 миллиардов 953 миллиона 117,4 рубля, а в следующем, 2017, всего чуть более 4,5 миллиардов (точная сумма приведена в третьей карточке).

Повторимся, это пока примерные цифры, которые будут обязательно скорректированы ко второму чтению, которое состоится во второй половине декабря. Опять же, если сравнивать с проектом бюджета, представленным депутатам в конце 2015 года, разница будет невелика. На декабрь минувшего года в проекте бюджета на 2016 год в графе «расходы» значилось 4 миллиарда 790,7 миллиона рублей, а не текущие 5,9 миллиарда, которые накопились согласно уточнённым данным на 1 октября текущего года. И всё же в 2017 году пока планируется тратить меньше, чем в нынешнем.

6
Где собираются урезать?

Много где. Мы представим самые значительные изменения в структуре расходов бюджета на 2017 год в сравнению с аналогичным показателем текущего года.

Важное пояснение: согласно проекту бюджета графа расходов не досчитается примерно 1,4 миллиарда рублей, но это в сравнении с уточнёнными «октябрьскими» расходами бюджета на текущий год. То есть, приведённые в этой карточке и даже в принятом в будущем проекте бюджета данные не могут считаться окончательными, но они показывают, какие статьи расходов не досчитаются средств, если доходы бюджета в течение следующего года не будут пересчитаны в сторону увеличения в том же объёме, что и в текущем году.

Итак, сфера ЖКХ – 397 миллионов 317,5 тысячи рублей (в 2016 году – 634 миллиона 695 тысяч рублей). Итого минус 237 миллионов 377,5 тысячи рублей.

На образование планируется потратить 2 миллиарда 20 миллионов 871,5 тысячи рублей (большинство школ и детских садов в городе муниципальные). Это на 855 миллионов 377 тысяч меньше показателя текущего года (более 2,8 миллиарда).

На нужды национальной экономики планируется потратить 317,5 миллионов рублей, а не 548,4 миллиона, как в 2016 году.

В гораздо меньшей степени сокращены расходы на социальную политику (на 2017 год запланировано 1,233 миллиарда), физкультуру и спорт (более 7,8 миллионов в следующем году против 21,6 миллионов в текущем), культуру (около 115,4 миллионов рублей в следующем году), общегосударственные вопросы (245,9 миллиона).

7
Мы можем как-то повлиять на бюджет?

Можем. Для этого можно обратиться к депутату по своему округу (или любому другому депутату, к которому посчитаете нужным) и попросить, чтобы он пролоббировал ваши интересы как налогоплательщика и жителя города на заседании думы.

Либо есть способ, предполагающий прямое обращение к чиновникам городской администрации, верстающим проект бюджета. Это публичные слушания.

8
Расскажите про публичные слушания подробнее

Принятие важнейшего для жизни города документа предполагает широкое обсуждение его с представителями общественности. Для этого мэрия обязана провести публичные слушания, на которые имеет право прийти и задать интересующий вопрос любой желающий. Профильный чиновник должен будет ответить на вопрос гражданина, а сами вопрос и ответ будут внесены в протокол слушаний. По их итогам происходит корректировка проекта бюджета и на рассмотрение его депутатами во втором чтении вносятся соответствующие поправки.

Публичные слушания были назначены на 12 декабря, о времени и месте их проведения сетевое издание «ВНовгороде.ру» обязательно напишет позже. А любители цифр и точных канцелярских формулировок могут познакомиться с проектом бюджета на сайте администрации Великого Новгорода. После принятия бюджета в первом чтении, которое, как предполагается, должно случиться на заседании гордумы 1 декабря проект должен быть опубликован в газете «Новгород». К 12 декабря есть время подготовить свои предложения.