О том, что малому и среднему бизнесу непросто справляться с последствиями ограничений, вызванных пандемией, мы слышим в последнее время часто. Руководитель мебельной компании «Браво» Георгий Писарев рассказал нам о том, в какой ситуации оказался его бизнес, как он оценивает меры поддержки, предложенные государством, и к чему должен быть готов любой предприниматель вне зависимости от коронавируса. Кроме того, предприниматель поделился с нами подробностями создания заметного культурного проекта – новгородского фолк-рок мюзикла «Садко», инвестором которого он выступил в прошлом году.

Расскажи о себе: как давно ты в бизнесе? Ты, как и многие, начал трудовой путь с работы по найму или сразу решил создать собственное дело?

2020 05 28 15 36 36Свой путь я начал с работы на себя. Хотя, некоторое время я работал наёмным сотрудником. Началось всё с колледжа, сначала это были небольшие «шабашки» в компьютерной сфере. Появились первые собственные деньги и понимание, что эффективная работа у меня получается, когда нужно действовать быстро и на результат, а не просиживать штаны, создавая видимость работы.

Какое у тебя образование и помогает ли оно в твоей нынешней деятельности?

Нет у меня образования – незаконченное высшее. И не закончил я его осознанно.

У меня есть чёткая позиция, что учиться нужно ради знаний, науки и воплощения этой науки в дальнейшей жизни, в работе, а не ради «корочки» или отсрочки от армии. Когда я понял, что учеба мне не даёт необходимых знаний и отнимает время, я её бросил и всё время посвятил работе и самообразованию в тех сферах, которые мне нужны.

Как давно существует мебельная компания «Браво» и на чём вы специализируетесь сейчас?

Компания появилась и успешно работала задолго до моего прихода. Началом принято считать 1991 год, хотя и до этого времени её создатели занимались изготовлением мебели. Основным продуктом из всего ассортимента выбраны кухни. Меня позвали в этот бизнес 8 лет назад, поскольку компании нужно было провести оптимизацию бизнес-процессов и осуществить ряд реформ для развития. Сейчас компания «Браво» это производитель мебели с большим опытом работы и точками сбыта в Северо-Западном регионе.

Насколько ваши товары и услуги востребованы в Великом Новгороде?

Основные продажи у нас, конечно, в Санкт-Петербурге. В Великом Новгороде у людей в последние годы реально сокращаются доходы, народ выбирает максимально экономичные товары, а чаще всего обращаются ради экономии к так называемым «гаражникам» – изготовителям, которые работают в «чёрную». Это наша главная беда. У таких производителей сокращены до минимума расходы. Таким компаниям не нужны услуги бухгалтера, юриста, не нужно платить налоги, не нужно отчислять выплаты с зарплат сотрудников, всё в чёрную. Они закупают комплектующие за наличку, получая дополнительные скидки от поставщиков. Они платят рабочим на руки больше, потому что при равном окладе я 44% отдаю от зарплатного фонда государству, а они всё в карман работнику, налом.

Я уже много об этом говорил и буду говорить, в надежде, что государство начнёт с этим явлением бороться. Да, у нас качество лучше и человек не рискует, оставляя нам предоплату, но когда у людей ограничены финансы, многие идут за бесплатным сыром в надежде, что с ними-то точно беды не случится.

Высока ли сейчас конкуренция в этой сфере?

В прошлом году мы делали мониторинг и выяснили, что в Великом Новгороде чуть более 100 «фирм», где можно заказать кухню. При этом официально работающих компаний, с салонами, с образцами мебели, из этого списка – дай бог, пятая часть. У нас нет конкурентов. Есть коллеги, а есть аферисты.

Что ты понял о бизнесе за то время, что посвятил ему? К чему надо быть готовым?

Я понял, что надо быть готовым к коронавирусу. Но если серьезно, ещё несколько месяцев назад я бы поумничал про ошибки, и что может привести к краху... У нас нынче даже олигархи этим на YouTube от скуки занимаются. Но сейчас многое изменилось. Причём не только у меня.

Этот кризис, как мне кажется, изменит менталитет и людей, и бизнеса, изменит правила игры, изменит подходы к инвестированию, развитию, банковским услугам, да и много ещё что станет не таким, как было раньше в бизнес-процессах. Через полгода, когда запасы иссякнут, а кредиторы будут требовать возврата займов, мы погрузимся в глубокий, и скорее всего, затяжной кризис во всех сферах. Хотя рядовой потребитель на первом этапе может этого и не заметить. Сейчас на рынок будут залетать «бесплатные» товары. Аналогично нефти. Это будет выглядеть ободряюще для телевизора, для статистики и оценки инфляции. Но за большинством таких суперскидок будет либо афера, либо конвульсии тонущего предпринимателя. А финал для большинства будет печален. И эту ситуацию нельзя было предугадать.

Общий совет могу дать. Нужно очень гибко адаптироваться под ежедневные реалии. По максимуму использовать все новые технологии и интернет в своей работе. Сократить расходы до минимума: и в компании, и личные. Не бояться принимать спасительные для компании, но непопулярные для коллектива решения. Жить по средствам и усиленно работать.

Как ударила по вашей компании нынешняя ситуация?

У меня несколько направлений бизнеса, помимо мебельного производства. Все бизнесы на сегодня полностью парализованы. Что касается мебельной компании: салоны закрыты, работать удалённо мы не можем, слишком специфический товар, заказной, не конвейерный. Поскольку во всех регионах нашего присутствия запрещено оказание бытовых услуг на дому у заказчика, то и в этом направлении работать тоже нельзя. Вот и получается – доход получать, принимая заказы, мы не можем, исполнять обязательства перед клиентами, уже заказавшими, чтобы получить окончательный расчёт, тоже не можем. На сегодняшний день запрет по нашей деятельности в Новгородской области продлён бессрочно, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области до 30 мая, но, думаю будет и дальше продлён.

Как ты оцениваешь меры поддержки бизнеса в условиях пандемии – достаточны ли они? Согласен ли ты с мнением, что прямые выплаты населению поддержали бы экономику?

Сложный вопрос. Моё мнение - меры поддержки недостаточны, но и прямые выплаты всем подряд ничего бы в экономике не изменили, хотя и были бы приятны для людей. Я не буду заниматься популизмом и призывать раздавать деньги.

Лично у меня есть вопрос по уже реализованным мерам. По главному ОКВЭДу я производитель мебели, и я не попадаю в список пострадавших отраслей, но у меня еще четыре направления, по ним я должен был бы попасть в списки пострадавших, но нет. Многие предприниматели из турбизнеса, из гостиничного бизнеса, общепита не могут получить никакой поддержки именно из-за того, что ОКВЭДы у них не те, что входят в списки пострадавших.

Считаю, что критерии тех, кто попадает под действие программ, нужно было формировать несколько иначе. Куда проще и правильнее было бы признавать пострадавшим любой бизнес, чей оборот упал условно на 50%, 70% или 100%.

Многие предприниматели считают, что льготные кредиты всё равно придётся отдавать, и поэтому это неудачная мера – а как ты считаешь?

Это хорошая мера поддержки при условии, что их можно получить всем нуждающимся и затем потратить на нужды компании. Но зачастую и получить их сложно, и целевое назначение очень узкое.

Давайте посмотрим внутрь проблемы. У компаний при сохранении большого объёма расходов пропали доходы на месяц и более. Не стало оборотки. И именно оборотку нужно дать компаниям, тогда они смогут и зарплаты платить, и людей не увольнять, и бизнес свой воскресить. То, что эти деньги нужно будет потом вернуть, не будет большой проблемой, если бизнес встанет на ноги.

Ну и чтобы получить кредит, нужно государственное поручительство.

А как тебе другая мера – нерабочие дни с сохранением заработной платы?

Что происходит, когда человек временно теряет трудоспособность, то есть возможность работать, попадает на больничный, проще говоря? Ему из соцстраха выплачиваются деньги. Ведь работодатель с каждой зарплаты работника вносил в этот фонд взносы именно на этот случай. Это страховка государства. Вот сейчас часть населения, которая работала официально и была вынуждена не работать не по своей вине, стала временно нетрудоспособной, и ей требуется та же самая положенная в таком случае мера поддержки. Вот если бы механизм выплат средств из соцстраха был бы урегулирован – тогда вопросов нет, но на деле задача по выплатам зарплат ложится на предпринимателей, у которых нет доходов в этот период – и возможность содержать своих сотрудников в сложившихся условиях есть далеко не у всех.

Вот только сейчас появилась правильная и нужная поддержка в виде невозвратного займа, направленного на поддержку занятости. Да, это будет стимулировать. Но почему это было не сделать сразу? Очень много предпринимателей уже успели сократить сотрудников.

Если резюмировать, то я хочу от программ поддержки – через поручительства в банках или любым другим способом пополнить оборотные средства пострадавшего бизнеса. Дать отсрочку на оплату этих займов до, как минимум месяца начала полноценной работы. И пострадавшим считать всех, у кого доход снизился, а не тех, кто входит в какие-то списки.

Удалось ли тебе сохранить численность сотрудников? Планируешь ли ты взять уже упомянутый «невозвратный» кредит?

Я сохранил весь штат. Сокращены лишь вакантные места, на которые планировался добор людей до карантина. Кредит под 2% я взять планирую и считаю такую меру правильной и стимулирующей: мне банк дает деньги, которые я могу потратить на пополнение оборотных средств, то есть на любые нужды моего бизнеса. Как я и говорил ранее – это спасение для бизнеса в нынешней ситуации.

Я обратился в Сбербанк, с которым мы плодотворно сотрудничаем уже много лет: у нас там счета, кредиты. Сейчас, когда нам была нужна помощь банка, он от нас не отвернулся, и то, что было возможно, для нас сделали.

Дальше государство закроет этот долг за меня, если я не буду сокращать людей. Во-первых, если бизнес восстановится, сокращать людей и не нужно будет, во-вторых, когда встанет выбор сократить кого-то, всегда будет довлеть желание не платить кредит, чтобы его за тебя погасило государство. Это и есть стимул.

Реально ли в нынешней ситуации выполнить все условия, чтобы он действительно стал невозвратным?

Всё, конечно, будет зависеть от дальнейшей ситуации в стране и от того, когда ограничения снимут. Главное, начать работать. Тогда вполне эти условия выполнимы. Но даже если не выполнить их, данные деньги станут обычным кредитом, не более того.

Какими ещё мерами поддержки бизнеса ты уже воспользовался и какими планируешь?

На сегодняшний день для нас сложилась патовая ситуация. У меня большая кредитная нагрузка. При простое в бизнесе, нет возможности «выжить» в данных обстоятельствах. Деньги, которые брались в кредит, а также все накопления мои личные пошли на создание театра, мюзикла и развитие культуры и туризма в Великом Новгороде. Спасибо банку, мне реструктуризировали долг, и это позволило выдохнуть на некоторое время и заниматься решением текущих проблем, а не мыслями, где деньги взять на оплату кредита. Конечно, сейчас я жду от наших региональных властей дополнительных мер поддержки, которыми я смогу воспользоваться.

В прошлом году ты стал инвестором проекта, который работает на имидж Великого Новгорода и привлекает туристов – фолк-рок мюзикла «Садко», для которого была построена уличная сцена на берегу Волхова. Не мог бы ты рассказать поподробнее о своём участии в проекте – чем он тебя заинтересовал, участвовал ли ты в разработке идеи, почему счёл нужным поддержать авторов мюзикла или сам был инициатором?

Путешествуя по миру, я постоянно встречался с тем, что в туристических городах, помимо осмотра исторических памятников существует множество развлекательных программ. В Великом Новгороде тоже есть люди, которые выпускают классный контент. Я встретился с ребятами, предложил создать что-то подобное. В итоге мы встретились с режиссёром Даниилом Донченко, у которого были проработанные идеи, но не было средств на их реализацию. Дальше мы с ним собрали команду и воплотили проект в жизнь.

MTJBgMWfqFg

Должен ли бизнес поддерживать культуру и туризм?

Почему я решил инвестировать в эти сферы? Давай здраво посмотрим на Великий Новгород. Город, не имеющий природных ресурсов и развитой промышленности. Некоторое время назад считалось, что он мог быть перевалочной базой между Санкт-Петербургом и Москвой.

Мы стали регионом, живущим исключительно на деньги из федерального бюджета, выделяемые нам за старания губернатора. Единственный вариант притока денег в город извне – это туризм и культура. Об этом много говорят, все с этим соглашаются. Да, конечно, если смотреть только с позиции выгоды, то я должен был не в «Садко» вкладывать, а купить несколько квартир в Санкт-Петербурге и сдавать их в аренду. И активы ликвидные, и доходы стабильные, никаких заморочек. Но и пользы общественной никакой. Повторюсь, хотелось инвестировать так, чтобы выгода была не только себе в карман, но и для города.

Ну и откинув лирику, и убрав нынешний кризис за скобки. Я очень хочу, чтобы бизнес не просто «поддерживал» культуру и туризм, я хочу, чтобы он вкладывался в эти сферы и делал на этом прибыльные частные проекты. Мне очень хотелось своим примером показать, что так можно и нужно, и это работает, и на этом можно зарабатывать. Но коронавирус…

Сейчас наступило то время, когда государство должно поддержать бизнес, который вкладывался в туризм и культуру. Я искренне надеюсь, что это услышат те люди, которые принимают соответствующие решения.

Фото из архива Георгия Писарева, из сообщества vk.com/sadkomusical и из открытых источников