Несколько старорусских врачей уволились, чтобы не стать разносчиками коронавирусной инфекции. От своего руководства они не видят должного внимания к соблюдению требований безопасности при работе в условиях пандемии COVID-19.

Анамнез. Старорусское здравоохранение в последнее время лихорадит. Наблюдается повышенный градус озабоченности медперсонала невозможностью соблюдать требования безопасности при работе с больными, имеющими признаки COVID-19. Эта лихорадка толкает ряд медиков на бессмысленные и беспорядочные связи с различными правозащитными организациями типа «Альянс врачей». При обращении «разгорячённых» медработников к руководству поликлиники, они сталкиваются с признаками потери нравственных ориентиров и чувства уважения к подчинённым. Судорожные попытки врачей обеспечить самих себя хоть какими-то средствами защиты, наталкиваются на глухую стену игнорирования и казённых формулировок о том, что в больнице всё есть.

Налицо признаки гипертрофированного проявления совершенно новой инфекции, которой очень трудно дать односложное название. Уместной будет фраза о том, что это «целый букет болезней» административного и нравственного характера. Вы скажете, что это всё демагогия. Спросите, где факты. Они есть у меня.

Факт или фантомные боли?

Если вы думали, что речь пойдёт о том, сколько не доплатили врачам в Старорусской ЦРБ «за повышенную нагрузку в условиях распространения коронавирусной инфекции», то вынуждена разочаровать. Да, жалоба в Следственное управление СК России по Новгородской области от старорусских медиков была. Перерасчёт зарплат уже сделан. И сейчас СК разбирается в «причинах, повлекших возникновение проблемы», а также готовится дать «юридическую оценку действиям (бездействию) лиц, которые обязаны обеспечить своевременность предусмотренных выплат».

Но не о деньгах речь. Хотя именно эта денежная история пролила свет на ключевой вопрос старорусской головоломки.

Мы не единожды слышали утверждения о том, что Старорусская ЦРБ не предназначена для лечения коронавирусных больных. Это не её профиль. И это официально так.

Но верно и то, что по состоянию на 18 мая в Старорусском районе было выявлено 11 заболевших COVID-19. И выявляли их вовсе не инопланетяне, а старорусские врачи. То есть с больными контактировали те самые сотрудники станции скорой помощи, которые жаловались на недоплаты в Следственное управление СК. И также контактировали с ними по меньшей мере «20 сотрудников ЦРБ, которые были вовлечены в процесс лечения заражённых ковид». Именно эту цифру называет главный врач Старорусской ЦРБ Валентина Иванова в интервью «Новгородским ведомостям», рассказывая о том, кому будут сделаны доначисления заработных плат.

Итак, несмотря на то, что в больнице Старой Руссы коронавирусных больных официально не лечат, их здесь выявляют и… лечат.

Только ли случайность?

Первый ковид-больной попал в стационар старорусской больницы в первых числах апреля. Это был пациент из Поддорского района. Напомним, что Старорусская ЦРБ является межрайонным центром оказания медицинской помощи.

Пациент из Поддорья при первичном обследовании сообщил о себе, что никуда из Поддорья не выезжал, ни с кем из приезжих не контактировал, а жалобы на недомогание связывал не с гриппом или ОРВИ, а совсем с другим своим хроническим заболеванием. Его планировали госпитализировать в терапию, но, как заверяют в больнице, по решению главного врача Валентины Васильевны Ивановой поместили в инфекционное отделение (для перестраховки). И правильно сделали, потому что через пару дней пришли положительные результаты пациента на COVID-19.

Больного немедленно отправили в областную инфекционную больницу. А почти 40 человек, контактировавших с ним в Старой Руссе, отправили на строжайший двухнедельный карантин. Врачи и пациенты инфекционного отделения безвылазно «наслаждались» обществом друг друга в больничных стенах (особенно не повезло тем, кто должен был вот-вот выписываться). Впрочем, карантин распространялся и на тех, кто выписался из инфекционного отделения, но перед отправкой домой успел пересечься в стационаре с заражённым больным. И эти контактные тоже вынуждены были сидеть две недели дома.

На домашний карантин отправили и врачей других отделений больницы, приходивших по долгу службы осматривать больного в инфекцию. Среди них – бывший врач-терапевт дневного стационара Клавдия Андреевна Злобина. Она рассказала:

– Тогда нас Бог миловал, ни один из старорусских контактных не заболел (заражёнными оказались лишь трое в Поддорье). А ведь инфекция могла попасть в Старую Руссу раньше. Ещё 29 марта я запретила сотрудникам нашего инфекционного отделения впускать больного, которого привезли к нам на «скорой» из Полы. У него было слишком много симптомов COVID-19, а сами сотрудники «скорой» уже были «упакованы» в средства индивидуальной защиты. Поэтому я приказала везти пациента сразу в областную инфекционную больницу.

Такое решение Клавдия Андреевна приняла как дежурный терапевт по приёмному покою. Опыт работы у неё огромный. Она и врач-гериатр (ведёт в поликлинике приём пациентов преклонного возраста). Она и председатель военно-врачебной комиссии. А ещё председатель «водительской» и «оружейной» комиссии. Правда, сейчас ко всем этим должностям надо добавлять слово «бывший». С 20 апреля Злобина в Старорусской ЦРБ не работает. Была вынуждена уволиться. Но об этом чуть позже.

«Спасение утопающих»

Как вы помните, старорусские врачи жаловались в следственное управление на низкие зарплаты и повышенную нагрузку. По их мнению, ситуация и без «коронавирусной ситуации» была сложная. А тут вообще, хоть караул кричи.

По какому-то дикому стечению обстоятельств именно в начале марта умирают одна за другой заведующая отделением переливания крови в возрасте 53 лет и медсестра поликлиники в возрасте 52 года. По предварительным данным, обе – от инсульта, среди причин которого коллеги-врачи называют перенапряжение и работу «на износ».

Открыто говорить о нагрузках решаются не все. У кого есть возможность найти себе другую работу – увольняются. Фельдшер Старорусской ЦРБ в Ивановском ФАПе Юрий Бойко пошёл другим путём. Стал регулярно обращаться к руководству больницы с просьбами упорядочить работу медиков в соответствии с нормативами, а за переработки – доплачивать. Понял, что конфликта не избежать.

– Один мой знакомый из Окуловки Дмитрий Соколов рассказал, что руководит областным отделением профсоюза «Альянс врачей», который оказывает медикам юридическую защиту в борьбе за их права на достойную зарплату и нормальные условия работы. Дмитрий предложил мне создать в Старой Руссе первичную ячейку «Альянса». Его представители при общении с нами заверяли, что в беде нас не бросят, готовы отстаивать наши права. Четырёх человек для создания первичной профсоюзной ячейки хватило. Это было 12 марта.

Мы не особо заморачивались тогда, кто стоит за этим «Альянсом врачей». Просто надеялись хоть на какую-то правовую защиту, потому что обращаться в подконтрольный главврачу профсоюз больницы не видели никакого смысла. Ворон ворону глаз не выклюет.

А потом мы увидели, что результаты нашей общей работы (которых мы достигли вместе с другими медработниками старорусской больницы) этот «Альянс» присваивает исключительно себе. Я публично заявил о передёргивании фактов и написал 11 мая заявление о выходе из «Альянса врачей». Потом узнал, что «за порочащее поведение» я уволен из профсоюза задним числом, 8 мая, – рассказал Юрий Бойко.

Удивительно, но факт: двое врачей, которые вместе с Юрием участвовали в создании первичной ячейки «Альянса», вынуждены были уволиться из Старорусской ЦРБ: тот самый врач-терапевт Клавдия Андреевна Злобина, которая попала на карантин из-за «просочившегося» в больницу ковидовского больного (из Поддорья), а также участковый врач-терапевт Надежда Сергеевна Афанасьева, которая чуть позже тоже попала на карантин из-за визита на дом к ковидовскому больному.

СИЗифов труд

Первый же случай контакта старорусских медиков в инфекционном отделении с коронавирусным больным из Поддорья ярко продемонстрировал, что медики абсолютно не защищены от угрозы заражения. Необходимых в таких случаях средств индивидуальной защиты (СИЗов) у них не было.

– Зайдите в поликлинику, посмотрите, в чём работают женщины в регистратуре, во что одеты на приёме врачи! Противочумные костюмы только по телевизору видели. Ни очков, ни щитков. А эти допотопные самодельные марлевые повязки! Разве они уберегут медработника от попадания вируса COVID в дыхательные пути? – возмущается Юрий Бойко. – А ведь все гриппозные и больные с ОРВИ по смыслу приказа Минздрава РФ № 198н от 19.03.2020 приравнены к потенциальным ковидовским больным. Если мы будем обследовать их без надлежащих СИЗов, то не только сами заразимся и выпадем из строя, но и станем источником заражения для окружающих.

Именно поэтому 14 апреля вместе с сидящими на карантине врачами фельдшер Бойко и бросил клич в соцсетях о сборе средств на закупку СИЗов:

В Старорусской ЦРБ работает около 800 сотрудников медицинского персонала. Одна респираторная маска стоит 600 рублей, очки стоят 205 рублей. В нашем маленьком и надеемся дружелюбном, гуманном и отзывчивом городе и районе проживает около 36 000 тысяч человек, если каждый из нас сейчас сделает пожертвование даже в размере 10 рублей, тогда мы сможем закупить хотя бы минимальный набор для защиты медицинского персонала.

Акцию назвали «Сохрани свою жизнь». Но пост провисел в соцсетях всего два дня. К сожалению, из-за того, что Юрий Бойко указал номер личного расчётного счёта (чего делать было нельзя), администрация соцсети пост удалила и даже временно заблокировала страницу Бойко. А потом к фельдшеру домой пришли сотрудники правоохранительных органов – поинтересоваться: не наблюдается ли незаконного обогащения автора поста. Опросили, ознакомились с документами и ушли.

Организаторы благотворительной акции выражают признательность всем старорусцам за отзывчивость. Даже за столь короткий отрезок времени, сколько провисел пост в соцсетях, удалось собрать порядка 34 тысяч рублей. А вот заказать 200 респираторов и 100 очков старорусские врачи смогли только в Пермском крае. Ближе поставщиков уже не было. До нужной суммы в 39 тысяч рублей добавляли деньги из своих карманов. Сами же оплачивали и доставку до Новгорода, а затем и до Руссы.

Но главный врач больницы В.В. Иванова отказалась принимать от участников благотворительной акции закупленные для медиков СИЗы. И даже прислала 30 апреля официальный ответ на обращение Юрия Бойко, где сказано, что в ГОБУЗ Старорусская ЦРБ «медицинский персонал обеспечен средствами индивидуальной защиты в достаточном количестве и не имеет необходимости в оказании нам спонсорской помощи».

Не так причёсан?

Нарочно не придумаешь. По всей области предприятия и общественные организации проводят благотворительные акции, закупают и передают больницам СИЗы, врачи с благодарностью принимают, а в Старорусской ЦРБ всего «в достаточном количестве». У участников старорусской акции «Сохрани свою жизнь» совсем другое мнение. Скорее всего, благотворительную помощь от них не принимают потому, что не с теми «якшался» фельдшер Юрий Бойко, не к тем «флагам» обратился за помощью. Да ещё и соблюдения своих трудовых прав от работодателя требует.

После этого последовало 100-процентное лишение Юрия Бойко и других его товарищей премиальных выплат. Тут бы и пригодилась та самая юридическая помощь от «Альянса врачей», на которую рассчитывали члены старорусской первички. Но вместо этого в интернете появился рассказ о том, как успешно «Альянс врачей» организовал для Старой Руссы сбор и закупку средств на приобретение СИЗов. Юрий Бойко возмутился: а где хотя бы несколько слов о роли рядовых старорусцев, действительно делавших пожертвования?

И так как убирать из интернета публикацию с искажённой информацией никто не собирался, Юрий Бойко, как уже было сказано, вышел из состава горе-профсоюза. А закупленные в рамках благотворительной акции СИЗы он постепенно передаёт всем медицинским работникам, которые обращаются к нему в частном порядке (лично, ВКонтакте или по телефону).

– Существует негласный запрет от руководства больницы что-либо принимать от Юрия Бойко и пользоваться этим в стенах ЦРБ. Но не лежать же средствам индивидуальной защиты в коробках. Пусть они послужат врачам и медперсоналу хотя бы вне больничных стен. Ведь звучит же регулярно из динамиков киноцентра у Живого моста и с экрана телевизора: «…Каждый находящийся рядом с вами на улице человек может быть болен коронавирусом…», – рассказывает уволившаяся из больницы врач-терапевт Клавдия Андреевна Злобина.

Судьба строптивых

Как уже упоминалось, после контакта с коронавирусным больным из Поддорья Злобина была отправлена на карантин до 20 апреля включительно. В выданном ей постановлении Роспотребнадзора перечислены сразу три статьи КоАП РФ со штрафными санкциями за нарушение режима изоляции. А если бы Злобина нарушила карантин, будучи носителем COVID-19, и заразила бы окружающих, то наступила бы и уголовная ответственность.

Но руководство Старорусской ЦРБ из-за нехватки врачей вызвало Злобину на работу как раз 20 апреля, закрыв её больничный несколькими днями раньше. И это несмотря на то, что результаты повторного теста Злобиной на COVID-19 из Новгорода ещё не пришли. И несмотря на то, что Клавдии Андреевне 69 лет.

Президент призывает людей её возраста оставаться дома, не подвергать жизнь опасности. А руководство Старорусской поликлиники вызывает на работу.

И попробуй не согласиться! Тут же последуют дисциплинарные взыскания. Мало того, что собственный диагноз не известен, так ещё и новые контакты наслаиваются. Я приняла в тот день около двух десятков больных в поликлинике.

В связи с закрытием на период пандемии дневного стационара, за который я отвечала, я попросила перевести меня на полставки. Отказали. И в первый же день дали список из девяти вызовов на дом: восемь – с признаками ОРВИ, а ещё один из больных имел все признаки коронавирусной инфекции.

Я обратилась к заведующей поликлиникой Елене Павловне Буренёвой с вопросом, где предусмотренные для таких выездов СИЗы, сформирована ли специальная бригада, которая помогала бы врачу менять СИЗы после посещения каждого больного или обрабатывала бы их (опрыскивала сверху) дезинфицирующим раствором. Ведь никто из нас на тот момент и в глаза не видел этих противочумных комбинезонов, не знал, как правильно их надевать, как безопасно снимать. Никакого инструктажа я не проходила, нигде не расписывалась.

Мне просто принесли в кабинет и положили на кушетку упакованный СИЗ. Я не смогла его надеть, одна не справилась. У меня он даже порвался.

Я не выдержала и написала заявление об увольнении. Мне тут же принесли уведомление и сказали зайти в отдел кадров, где меня ждали датированные 20-ым апреля все справки, все расчёты и трудовая книжка…

Рассказывая об этом, Клавдия Андреевна не может скрыть горечи. 

Аналогичная судьба и у её коллеги – участкового врача-терапевта Надежды Сергеевны Афанасьевой, которая тоже вступила в марте в «Альянс врачей» и вместе с Бойко и Злобиной пыталась бороться за соблюдение трудовых прав медработников Старорусской ЦРБ. Она тоже вынуждена была около двух недель сидеть на карантине (но после контакта уже с другим коронавирусным больным). Тоже ездила потом по домам на вызовы, имея из СИЗов лишь халат, маску и перчатки. А брюки и кроссовки оставались незащищёнными. На них Афанасьева могла невольно перенести вирус от больного человека к здоровому.

Ни о какой смене СИЗов после визита к каждому больному и речи не шло. На просьбы обеспечить безопасность во время работы завполиклиникой Елена Павловна Буренёва отвечала, что есть антисептик для рук, вот им и надо пользоваться.

– Складывалось полное ощущении, что надо мной издеваются, от меня хотят избавиться. И я 15 мая написала заявление об уходе, – рассказывает Надежда Сергеевна.

* * *

Сегодня можно часто услышать, что врачи, спасающие в инфекционных больницах жизни коронавирусных больных, «находятся на передовой». В таком случае врачей поликлиник можно сравнить с фронтовой разведкой. Это их посылают определить степень опасности, которая грозит больному человеку и окружающим. А значит, они первыми смотрят этой опасности в лицо. Так почему же они должны быть защищены менее тщательно, чем те, кто «на передовой».

Может, в других райцентрах не так? Может это только в Старой Руссе медицинский персонал ЦРБ вынужден играть в русскую рулетку: «Заражусь – не заражусь?»

***

У нас было несколько попыток связаться с главным врачом Старорусской ЦРБ Валентиной Васильевной Ивановой по телефону, чтобы выслушать её точку зрения. Но на звонки никто не отвечал.
Ей направлен официальный письменный запрос.

P.S.: История с фельдшером Юрием Бойко и его коллегами, выступавшими за обеспечение старорусских медиков СИЗами, вчера была озвучена на телеканале НТВ. Вечером медработников вызвали к следователям...

Фото: автора, из личного архива героев материала и кадры из ролика, размещённого 21 апреля на странице главы Старорусского муниципального района Александра Розбаума