Рабочий вторник, 12 мая, для многих новгородцев стал настоящим праздником. После полутора месяцев сидения дома на работу в любимые офисы отправились те, кто уже и не надеялся выгулять этой весной свою демисезонную одежду. Ради такого дела даже небесная канцелярия устроила сюрприз – после по-настоящему тёплых праздничных выходных на головы новгородцев выпал снег. Видимо, чтоб мозги не сильно кипели. А ведь есть от чего!

В школах региона завершились каникулы, и мы снова окунулись в прекрасный мир дистанционного образования, которое должно закончиться 22 мая. Поскольку ряд руководителей, в том числе местного Минобра, уверены, что новгородцы пищат от восторга после перехода на дистант, расскажу, что происходит в головах родителей и учителей.

Для начала опишу ситуацию, в которой моя семья, как и многие другие, живут уже более 6 недель. Вот вам один день стандартной ячейки общества: в одной комнате работаю я и занят малозначительной ерундой младший пятилетний ребёнок – пока мать стучит по клавиатуре, да видеоконференции с экспертами записывает. Девятилетняя дочь в соседней комнате только что отзанималась в зуме с учителем из общеобразовательной школы, спустя час она уже пересаживается из-за стола, где делает домашние задания, за пианино – черёд играть гаммы под чутким руководством педагога из музыкальной школы. В третьей комнате идёт семинар по видеосвязи у главы семейства. В условиях карантина его предприятие больше не направляет сотрудников в командировки в Москву, а проводит дистанционное обучение онлайн. Поняв, что младшенькому светит еще месяц сидения дома, на семейном совете решаем, что и ему в развивающем центре нужно начать заниматься на онлайн-платформах и учиться в формате видео-конференций. А куда деваться – развитие поставить на паузу нельзя, а терять золотое время тоже опасно – не за горами школа, а туда, как известно любят принимать детей читающих, считающих, пишущих и делать скидку на карантин, во время которого мать была одна за всех: и работницу, и повара, и домохозяйку, и учителя с нянькою, никто не будет. А где бабушки и дедушки, спросит кто-то – так тоже работают. Нынешние пенсии, знаете ли, гонят на работу всех, у кого ещё есть порох в пороховницах.

Одним словом – взрослая часть нашей семьи уже порядком подустала от повсеместного дистанта. И это при том, что только одна школьница в семье, и учится она на «отлично», с учителем нам тоже повезло, да и при этом гаджетов в семье хватает для всех описанных нужд – что-то своё, что-то предоставил работодатель. То есть наша родительская роль заключается в том, чтобы усадить гиперактивное чадо за стол, проконтролировать, чтобы она не слиняла раньше, чем сделает задания, проверить сделанное, проверить переписанное (опять же периодически контролируя), сфотографировать получившееся и отправить учителю на проверку, а ещё вовремя подключить к тому или иному уроку в нужное время с педагогами. Но мы каждый день набирали воздуха в лёгкие побольше и медитировали, зная, что вот-вот это закончится. И так от одной недели к другой.

Кипел разум возмущённый и у десятков знакомых родителей. Но мы все держались, ведь понимали – надо потерпеть ради общей победы над вирусом и во имя жизни.

Так было до тех пор, пока мы не получили в конце прошлой недели расчудесную новость от нашего министерства образования о том, что студенты новгородских колледжей из других регионов перейдут на дистанционное обучение на постоянной основе. Речь идёт о тех, кто проживает в других регионах. Кстати, решение это уже, судя по формулировкам Минобра, принято и обсуждению не подлежит. Но при этом для чего-то на сайтах новгородских колледжей проводится анкетирование детей и их родителей на предмет удовлетворенности дистанционным образованием.

И всё бы ничего, вещь хорошая. Но зачем-то куча вопросов посвящена коронавирусу, будь он неладен… И только затем уже появляются вопросы про дистанционку. Я не являюсь составителем тестов, разве что опросами балуюсь для родного «ВНовгороде.ру». Но, даже не владея техниками НЛП, имея за плечами лишь краткий университетский курс по психологии, смутно догадываюсь, что такой порядок вопросов может помочь правильно расположить респондента. «Правило трёх да» – слыхали про такое?

Работает это так: ты озвучиваешь три прописные истины, с которыми легко и не раздумывая соглашается твой собеседник, а потом уже открываешь огонь бронейбойными вопросами по существу. Прям как в нашем опросе: «а знаете вы ли про коронавирус», «а знаете ли Вы о путях распространения коронавирусной инфекции»; «какие меры профилактики коронавирусной инфекции Вы соблюдаете». Конечно, знаем и соблюдаем! Зря что ли нам об этом из громкоговорителей на улицах рассказывали полтора месяца, запрещая выходить из дома, и ежедневно по всем каналам связи про число смертей и новых заражений сообщали… И вот, получив три «да», создатели анкеты переходят к сути опроса. Удобно ли Вашему ребёнку обучаться в дистанционном режиме? Удовлетворены, мол, им, и какими именно программами пользуется чадо для погружения в процесс обучения….

Ладно, Бог с ними, с этими опросами, студентами, тем более иногородними. Пусть о них их регионы заботятся. А у нас тут у самих ещё немаловажная информация осталась не особо замеченной, судя по вялому отклику в соцсетях. В минобровском релизе ловко завуалировали другую инициативу. А звучит она так: «Изучаются и другие направления, для которых дистанционное обучение может быть полезно после снятия ограничительных мер. Например, речь идёт о тех, кто проживает в отдалённых деревнях, и о школах, в которых не хватает учителей».

Лично я не на шутку взволновалась и припомнила те цитаты Матвиенко, которые разобрали на куски, и, о Боже, со слов высокопоставленных чиновников, вырвали из контекста и вообще в теорию заговора развили. Вы наверняка это тоже смотрели: «наших детей хотят дебилизировать» (слово-то какое дурацкое), «образование сделать дистанционным окончательно и бесповоротно». Но мы-то с вами люди думающие, анализирующие, грудью на образовательные амбразуры кидаться и уж тем более развивать кате...гордоновские теории заговора не собирающиеся. На это есть и другие федеральные блогеры. Я лишь хочу задать вопрос госпоже Евгении Серебряковой, министру образования, которая перебралась к нам из огромного Томска, где, вероятно, проблем с сотовой связью и мобильным интернетом отродясь не было. Перед тем как решать, переводить или нет малочисленные деревенские классы и школы на дистант, проведёте ли вы и там опросы и анкетирование?

Ведь тут уже речь идёт не столько о родительских хотелках и нравится/не нравится, сколько о наличии гаджетов и интернета для связи по ним с педагогами. Вот я точно знаю кучу деревень в любимом Валдайском районе, где связи нет от слова совсем, а там где есть, то до пресловутых 4 Джи там как до Китая пешком. Но отбросим лирику. Наверное, за несколько летних месяцев этот вопрос планируется в Минобре решить, причём за бюджетные средства. Вы ведь не думаете, что многодетные и малоимущие семьи из того же Чудовского или Маловишерского районов, которым дольше остальных придётся сидеть взаперти из-за высоких цифр по Ковиду, побегут покупать компьютерную технику своим детям к новому учебному году? Тут уже как с масками, которые весь апрель люди не могли закупить в аптеках и нашили  самостоятельно или закупили в подпольных ателье, точно не выйдет. Уверена, что семьи, которым к 1 сентября благотворительные организации всем миром помогают собрать детей в школу, лишними деньгами точно не располагают.

Обидно будет, если жителей отдалённых деревень по уже сложившейся на Новгородчине традиции пилотного региона вся Руси не спросят, а хотят ли они сами новшеств, которые заботливо на их головы спускаются.

Довольных нет, но работать нужно?

В силу понятных причин те, кто сегодня находится по ту сторону мониторов – учителя – вслух рьяно свалившееся на них чудо не ругают. Но недовольств накопилось предостаточно и там. С трудностями, проблемами и неудобствами столкнулись не только возрастные педагоги, которых много в нашем образовании, но и те, что не так давно – 5-10 лет назад – встал на учительскую дорогу. Четверо опрошенных мною педагогов разного пола в возрасте от 30 до 55 лет признали: плюсы в дистанте есть, но говорить о них можно только лишь в том случае, когда это дополнительная, а не основная возможность получения знаний.

Илья Довгий, учитель английского языка «Учитель для многих второй родитель»:

– Дистанционное обучение предусмотрено законом и ничего нового в нём нет. Родители по желанию могут перейти на него, если условия позволяют и есть такая потребность. В моём классе такая ученица была, и училась довольно успешно, а потом вернулась в обычную школу. Но тотальную замену очного образования дистанционным повсеместно и на постоянной основе считаю категорически неправильной. Даже если мы говорим о единичных случаях в дальних уголках области – тогда уж целесообразнее возить детей в райцентры или более крупные населённые пункты.

Начнём с того, что есть множество технических нюансов, которые не позволяют в ежедневном формате стабильно вести все уроки. Кроме того, ничто и никогда не заменит живого общения с учителем и классным руководителем, с наставником, который помимо знаний и материала предмета занимается ещё и воспитанием ребёнка. На мой взгляд, наличие воспитательного элемента в школе не менее важно, чем передача информации. Учитель для многих детей – это второй родитель. Если убрать его – мы уже получим не образование в чистом виде, поскольку ни одна онлайн-лекция, дистанционная форма подачи материала не заменит живого общения. Это можно сравнить с богослужением, которое, согласитесь, не заменить онлайн-версией. Всё это суррогаты и они должны носить временный характер. Я могу сказать, что это мнение многих моих коллег и даже руководителей школ, которые в силу зависимости от системы не могут озвучить своё мнение вслух.

И ещё один важный момент необходимо учитывать при принятии таких важных решений: детям необходимо взаимодействие друг с другом, живое общение и коммуникация.

Важно понимать: дистант хорош на время экстренных обстоятельств – болезни, карантина, а не решения каких-то задач по оптимизации расходов. Закрытие даже маленьких школ – это не выход, нужно искать другие способы, иначе мы получим то, что имеем сейчас в медицине.

Иван И., «Не готовы ни технически, ни морально»:

– Дистанционное обучение – это вынужденная мера в связи с коронавирусом. Мы оказались к нему не очень готовы. Учителей нужно обучать работе с электронными платформами для ведения онлайн-уроков. Нас же кинули в воду и каждый барахтается как может. Проблемой стал и возраст – в наших школах много опытных с точки зрения педагогического стажа, но не готовых быстро освоить технологии учителей. Другой проблемой стала нехватка техники – некоторым педагогам пришлось выдавать рабочие компьютеры на дом. Да и дома не у всех есть возможность работать. И третий момент – сами дети. Те, кто хорошо и старательно учился до карантина, они это продолжили и на дистанционном обучении. Тех же, кого приходилось в школе заставлять заниматься, сейчас контролировать стало ещё труднее. Эта функция контроля легла на плечи родителей. Особенно детей младшего школьного возраста. Организовать процесс дистанционного обучения, когда родитель первую половину дня работает, очень сложно. Поэтому у некоторых был такой график: днём ребёнок предоставлен сам себе, а вечером, когда родители возвращаются с работы – учится. Это дополнительная нагрузка на отработавшего родителя. Для начальной школы, где всё дальнейшее получение образования зависит от учителя, дистант — точно не вариант. Одним словом, многие из нас оказались не готовы ни технически, ни морально.

Плюс для себя я увидел только в том, что смогу в том же зуме проводить дополнительные занятия. Хороший вариант это и для тех детей, которые находятся на домашнем обучении. Но заменить традиционное обучение для большинства школьников дистанционка не способна. Исключение – сезонные кратковременные карантины по тому же гриппу или пневмонии, которые ежегодно случаются при всплеске заболеваемости.

Кстати, сказалась дистанционка и на зарплатах в связи с тем, что платные допзанятия педагоги не проводят. С сентября нужно возвращаться к привычной очной работе, оставив дистант лишь как дополнительный инструмент для отдельных категорий учеников.

Зинаида А., «Детей лишили главной радости – переменок»:

– Дверью не хлопай – ремонт! Громко не прыгай – там соседи! Узнаете себя? А вы понимаете, чего лишились дети? Переменок! Ведь спросите любого школьника младшего возраста, что он любит в школе больше всего. И большая часть малышей скажет – переменки, когда они могут со своими новыми друзьями побегать по рекреации.

А если серьёзно, мне, как человеку возрастному (более 20 лет стажа) пришлось новые технологии общения осваивать на новых платформах. Причём меня, как патриота своей страны, дико возмутило то, что у нас нет своих стабильно работающих платформ. На случай подобных экстренных ситуаций обязательно нужно иметь что-то своё. В трудной жизненной ситуации наравне с учителями оказались и родители – они также были вынуждены осваивать новшества.

Пока у нас семейное домашнее обучение выбирают единицы, значит по-прежнему основная часть общества ориентирована на традиционную школу. Все эти зум-уроки и заваливание домашними заданиями не являются полноценной альтернативой классическому образованию.

Кстати, с оцениванием тоже есть нюансы. Проверочные работы, как и домашние, теперь проверяют родители и присылают пятёрочные ответы, хотя в классе ребёнок занимался гораздо хуже. Во время видеоуроков видно, как рядом с камерой держат учебник и ребёнок при ответе на вопрос учителя глазами по нему бегает. Да и проверять работы физически не так-то просто: в тетради зачеркнул ошибку, указала на правило. А как с фотографиями присланных заданий быть – просто ужас: сидишь и пишешь, в какой строчке какая ошибка.

Но хуже всего не это. Раньше всегда социальные службы были завязаны на педагога, к которому от ученика шла информация об отношениях с родителями – как сейчас учитель может понять, обижают ли ребёнка дома? И какая психологическая атмосфера в семьях – когда все сидят дома, а кто-то и вовсе остался без работы и средств к существованию. Вы себе даже не представляете, какую лексику слышат учителя, когда родители усаживают и подключают детей к видеоуроку. Если родители находятся в стрессовой ситуации – мы же все знаем, через какое место у ребёнка имеет связь с мозгом и быстрее всего реагирует на команду родителей?

Что касается ориентиров на другие страны. В своё время я задалась целью и изучила, как учатся за рубежом – в США, Европе, японской и корейской школах, где уровень компьютерной грамотности очень высокий. Знаете, там не заменяют живые уроки онлайн-версией. Не зря нашего Макаренко везде пропагандируют – в приоритете коллективная, командная работа. А как этому научишься, когда сидишь у компьютера, и выключив его, забыл всех и всё? И сколько учёных у нас выросло на нашей традиционной махровой советской и постсоветской школе. А что будет с нынешним поколением и многочисленными модернизациями – ещё вопрос.

От себя добавлю: мы ещё только в самом начале пути преобразования нашего образования. И об удобстве для новгородских детей их родителей, очевидно, вспомнят в последнюю очередь. Сегодня оптимизация – любимое чиновниками слово, добралось и до образования. Лично у меня, как честного налогоплательщика есть вопросы: почему когда в казне дырка, руководители профильных комитетов не напрягают извилины ради поиска новых источников доходов, а принимаются экономить на том, где уже и без того наэкономили их предшественники? Культура, социалка, теперь вот и дотянулись и до школ? Всколыхнувшая целые Ивушки новость об объединении 36 и 16 школ – очевидно, лишь начало. Пока в Великом Новгороде есть школы, «которые переполнены, с очередями в первый класс, а есть те, кто не может похвастаться материально-технической базой и имеют «низкий» имидж. Поднимать его будут, объединив эти школы с более сильными». Чувствуете посыл? Не подтягивать отстающих к лидерам, вкладывая средства в их развитие, а напротив – уравнивать, приопуская? Конечно, это же проще и легче!