На мажорной ноте, как и обычно, прошло первое в этом году заседание совета по улучшению инвестиционного климата. Тон задал министр промышленности и торговли области Илья Маленко, отметивший, что «в 2018 году объём отгруженных товаров собственного производства вырос на 111,3% по сравнению с 2017 годом».

У тех, кто слушал министра или читал сообщение пресс-службы правительства, могло сложиться впечатление, что мы отгрузили товаров в прошлом году в 2,1 раза больше, чем в позапрошлом. В действительности – только на 11,3%. Всему виной хронические проблемы наших чиновников с русским языком.

Другой вопрос: какое отношение к инвестициям имеют отгруженные товары? Ведь согласно определению, данному Министерством экономического развития РФ в приказе №772 от 22 ноября 2017, «объём отгруженных товаров представляет собой стоимость всех товаров, произведённых данным юридическим лицом, выполненных работ и оказанных услуг и фактически отгруженных (переданных) в отчётном периоде на сторону (другим юридическим и физическим лицам, а также предоставленных своим работникам в счёт оплаты труда)». Конечно, можно сказать, что в производство этих товаров были инвестированы человеческий труд, электроэнергия, материалы и т.д. Тогда можно и объём инвестиций приравнивать к объёмам отгрузки – 221 млрд. рублей.

Однако министр Маленко на это не решился. Анализируя резко возросшую отгрузку, он ограничился самым красноречивым, на его взгляд, аргументом: «С 77 места в рейтинге регионов по этому показателю мы переместились на 53». Г-н Маленко министр молодой и скромный. По этой причине он маленько сместил акценты. «По бумажному производству в этом (в 2018-м, конечно – Г.Р.) году рост составил 175,6% (75,6%, конечно – Г.Р.), по деревообрабатывающей промышленности – почти 120% (20% – Г.Р.), – подчеркнул он и мимоходом добавил, – традиционно растёт показатель в химической индустрии».

Не думаю, что представители химической индустрии обращают внимание на то, что говорит министр. Иначе обиделись бы. Как никак, но ПАО «Акрон» обеспечивает третью часть (!) отгрузки региональной продукции. В 2018 году, например, комбинат вышел на первое место в мире по экспорту карбамидо-аммиачной смеси, увеличив объём отгрузки с 950 тыс. т до 1 422 тыс. Это произошло благодаря сдаче в эксплуатацию 6-го агрегата по производству карбамида. И вообще, «Акрон» демонстрирует рост производственных показателей шесть (!) лет подряд… Хотя, о чём это я? Министр ведь так и сказал: «Традиционно растёт химиндустрия…»

Кроме того, была в его сообщении ещё одна глубокая фраза: «В планах на будущий год у министерства промышленности и торговли – усилить работу с Российским экспортным центром». Это можно рассматривать, как готовность прийти на помощь «Акрону», если там возникнут трудности с реализацией продукции. «Промышленный экспорт – один из национальных проектов и одна из составляющих работы федерального Минпромторга, который с прошлого года взял на себя кураторство торговых представительств за рубежом», напомнил коллегам из химиндустрии Илья Маленко. Дескать, мы-то в курсе всех тенденций. А вы?

Возможно, всех этих нелепостей не было бы, если б солистом на заседании, как подразумевает логика, был министр инвестиций г-н Куимов или гендиректор АРНО (Агентство развития Новгородской области). Им по статусу положено отчитываться об инвестициях, а не рассказывать байки про отгрузку продукции.

Но министра на трибуну не звали, а гендиректора несколькими днями раньше уволили. Да и что им было сказать? Разве только, что всё идет по плану. Ведь согласно утверждённому бюджетному прогнозу развития Новгородской области на период до 2028 года (с изменениями на 26 февраля 2018 года), в 2018 году планировалось привлечь инвестиций на 34% меньше, чем в 2017-м, а в 2019-м – ещё на 13% меньше.

Поэтому министр Куимов рассказывал, как у нас хорошо с инвестициями не губернаторскому совету, а корреспонденту швейцарской газеты Neue Zürcher Zeitung. В частности, известно, что министр поведал заграничному гостю, что:

- Новгородская область тесно сотрудничает с европейскими городами-побратимами;

- для привлечения инвесторов и улучшения делового климата в Великом Новгороде открыт Центр молодёжного инновационного творчества, бизнес-инкубатор и технопарк;

- Финляндия хочет сотрудничать с нами в сфере женского предпринимательства;

- Новгородская область вошла в 20-ку лучших регионов по загрузке гостиниц...

Короче говоря, очевидно, что министры (Маленко и Куимов) друг друга достойны. Но кому стоять выше? Предлагаю тест.

Треть отгрузки региональной продукции обеспечивает ежегодно ПАО «Акрон», а на втором месте – производство пищевых продуктов. В 2017 году на эту отрасль приходилось 18,1%. Как выглядит она сегодня, если:

- в 2018 году в хозяйствах всех категорий намолочено 18,9 тыс. т зерна (82,6% к 2017 году);

- накопано 185,2 тыс. т картофеля (против 215 тыс. т год назад*);

- собрано 109,5 тыс. т овощей (против 111 тыс. т в 17-м году*);

*В скобках приведены цифры из прошлогодних сводок Новгородстата. В нынешних сводках Новгородстат убеждает нас, что картофеля накопано на 53% больше, а овощей собрано больше на 28,8%.

- производство мяса (скот и птица на убой в живом весе) составило 151,2 тыс. т (94.4% к уровню предыдущего года);

- молока – 65,6 тыс. т (91,6%);

- яиц – 224,6 млн. штук (97,2%)?

Есть дополнительный вопрос. Завершая заседание, Андрей Никитин сказал, что «в социально-экономическом рейтинге регионов, который формирует министерство экономического развития РФ, Новгородская область по техническим причинам не попала в список тех субъектов, которые могут претендовать на специальные гранты». Какие технические причины имеет в виду губернатор? Варианты ответов: а) снижение социально-экономических показателей; б) «Надоели вы со своими вопросами».