Научиться лидерству в цифровой экономике – для кого-то это словосочетание может показаться заумным или фантастическим, а кто-то отмахнётся «да-а, я что-то слышал об этом». Однако для некоторых новгородцев это уже не просто слова из телевизора, а реальная практика, ставшая возможной в рамках Университета НТИ «20.35». Сегодня мы общаемся с координатором образовательного процесса УНТИ Виталием Генаровым и помощником руководителя образовательного процесса Александром Барским.

Напомним, в мае Юрий Боровиков, тогда ещё исполняющий обязанности ректора НовГУ, заявил СМИ, что вслед за развитием технологий меняется и образование. «Это неоспоримый факт, и необходимо внедрять изменения, чтобы оставаться актуальными сегодня и через 10-15 лет. Мы уже включены в процесс пилотирования проектов НТИ и движение WorldSkills, активно привлекаем студентов к реализации проектов по новым технологиям и хотим предоставить молодежи лучшие возможности для обучения. Нам близка идеология Университета НТИ, и мы готовы к изменениям в образовательном процессе».

Так что же происходит сегодня в НовГУ и что такое Университет НТИ «20.35»?

Виталий Генаров: Это прежде всего уникальная возможность познакомиться с альтернативным форматом образования. Результатом традиционного образования является продукт, который сегодня не очень востребован на рынке. Скажем честно: очень мало работодателей при приёме на работу смотрят, например, на качество курсовых работ студента, или даже просто знакомятся с темой его диплома. Зачастую после окончания вуза студенту, приходя на производство, приходится забывать всё, чему он учился и начинать учиться заново. Но есть и другая более глобальная для молодого специалиста проблема, когда для получения работы требуется опыт этой самой работы. Но как и где его получить – непонятно. Сам педагогический дизайн в данный момент сформировался для подготовки кадров экономики другого толка. Университет и школьное образование, созданные готовить рабочих индустриальной эпохи, не предназначен для того, чтобы выводить сегодня людей на быстро меняющийся рынок.

Мы же попытались переработать сам подход к образованию для того, чтобы у участников данной программы появилась возможность создать продукт в процесс образования, который будет востребован на рынке и будет восприниматься потенциальным работодателем, как подтверждение нужных именно ему навыков. Чтобы студент мог на собеседовании сказать, что он уже освоил ту или иную деятельность, вот таких результатов он добился, используя определённые методики; и чтобы результаты эти можно было измерить в метриках, которые используются на рынке, и с помощью актуальных для рынка инструментов. По большому счёту всем всё равно, насколько успешно учился человек, всех интересует - в состоянии ли человек добиться результата, конечного продукта.

Этот проект про развивающиеся рынки, правила игры на которых ещё не до конца сформированы. Работа на фронтире, создание проектов с использованием сквозных технологий Национальной Технологической Инициативы и других самых актуальных технологий, которые сейчас на слуху (Большие данные, Машинное обучение и т.д.). Специфика работы с подобными проектами в том, что даже востребованные специалисты, у которых есть компетенция в этой области на рынке труда, не знают точно, каким образом можно обучить с нуля человека в этой области. Потому что это всегда по факту получается прикладное обучение. Человек сталкивается с какими-то задачами, не зная, как их решать и овладевает инструментами. И каждый раз один и тот же инструмент можно использовать совершенно по-разному в разных областях.

Речь о том, что сегодня нет универсального инструмента для решения задач, которые диктует рынок?

В.Г. Именно! И наша цель – научить студентов из существующего многообразия инструментов и способов их использования находить то, что релевантно их деятельности. Для этого в проекте есть наставники и тьюторы, помогающие понять, что нужно использовать, чтобы справиться с продуктовым вызовом, который перед ним стоит. То есть делается попытка «приземлить» суперсовременные и сложные технологии.

Мы не надеемся, что за время короткого образовательного интенсива сможем сделать из 100 студентов специалистов машинного обучения, но если часть учащихся сможет решить проблемы, с которыми они столкнутся с помощью технологий, связанных с машинным обучением, это будет победой. Они научатся самостоятельно добывать новые знания, когда будут сталкиваться со следующими профессиональными задачами.

Виталий, поясните на примере?

В.Г.: Я уверен, что многие ваши читатели в рамках своей профессиональной деятельности сталкиваются с различными задачами, но не знают как правильно их решить. Одним из признаков профессионализма является умение найти способ здесь и сейчас. Найти нужную информацию, не бояться использовать новый инструмент – например, пойти доучиться, или прочитать ряд книг и статей.

В рамках традиционного образования всегда считалось, что нельзя списывать, и лектор выгружал на студента определённый объём знаний, а потом проверял усвоенное, а шпаргалка означала, что человек не в состоянии усвоить материал. Но в реальной профессиональной деятельности, в жизни никто не ожидает, что ты уже знаешь всё и обо всех ситуациях, с которыми столкнёшься. И всякий раз, начиная работу с новым партнёром или подрядчиком, или технологией, или даже в новом сезоне – ты вынужден обновлять информацию, актуализировать её. Поэтому наша задача не просто научить работать с информацией, но и научить учиться. Если бы все знали, что нужно освоить, чтобы изобрести технологическое чудо, то вся страна наша состояла бы из Кулибиных. Однако мы рассчитываем, что благодаря этому интенсиву, студенты будут намного больше вовлечены в своё обучение, формируя собственный образовательный запрос.

А Ваша роль в проекте?

Я с одной стороны выполняю роль заведующего учебной частью в традиционном университете. Это нетривиальная задача организовать прохождение сотней студентов образовательных траекторий. И рекомендовать наиболее подходящие активности и инструменты, которые приведут к успеху. Также организовываю крупные мероприятия. Например, игру «Вызовы цифровой экономики», которая моделирует командную деятельность.

Ребята выполняли задания, которые моделируют реальную проектную деятельность, с самыми разными задачами, направленными на запуск проекта. Например, им предлагалось сделать SWOT-анализ, бизнес-модель по Остервальдеру, или написать опросник для исследования потребителя. Решив эти задачи, участники смогли понять, какого рода деятельность вообще входит в жизненный цикл проекта, попробовали себя в решении этих задач и смогли сформулировать свой образовательный запрос: чем конкретно они хотели бы заниматься в рамках этого проекта. Вот одна из задач, которые были предложены новгородским студентам: создание лендинговой страницы на Тильде – суперприкладная задача. Во время ее выполнения мы наблюдали, как команда берется за ее выполнение: делают ли они её вместе или распределяют роли. Пока они это делали, мы собирали диагностические данные об их компетенции, о состоянии организовать своё рабочее время, у кого есть лидерские способности, и кто в какого рода задачах себя лучше проявляет.

Как Вы сами попали в этот проект и чем занимаетесь помимо него?

В.Г.: Сейчас всё своё время посвящаю проекту. А по образованию я преподаватель философии, и меня всегда интересовало альтернативное образование. В своё время я преподавал теорию познания в Распределённом лицее Высшей школы экономики – междисциплинарная вещь про развитие критического мышления, навыков аргументации и т.д. Участвовал в переводе книги «Четырёхмерное образование» в рамках сотрудничества со школой управления «Сколково», запускал проект в Минске совместно с Европейским колледжем свободных искусств. Кроме того, я работал в онлайн-маркетинге и учился работать с Google-аналитикой.

Возвращаясь к теме традиционного образования, подчеркну, что оно стандартизировано, а индивидуальная образовательная траектория – один из способов эту ситуацию исправить и помочь учащемуся двигаться в собственном направлении. Для этого мы ввели смешанное образование: онлайн и офлайн. Какие-то недостающие знания они могут почерпнуть из видео-лекций.

А что же делать с фундаментальным образованием, оно, по-вашему мнению, устарело и не нужно?

В.Г.: Нет, это не так. Оно просто не решает сегодня всех задач, которые перед ним стоят, поэтому мы пытаемся найти альтернативные решения, а именно обучаем человека создавать реальный продукт, обучаем навыкам, которые востребованы на рынке. Целеустремлённый человек с энергией и амбициями должен именно в рамках обучения проявить себя и попробовать силы. Иначе он оказывается белым листом в сложном мире. Мы же этот белый лист заполняем чем-то релевантным для рынка, поскольку мы много внимания уделяем метапредметным компетенциям, которые пригодятся в XXI веке вне зависимости от того, решит ли студент уезжать или останется в Великом Новгороде, будет ли он работать в госсекторе или займётся предпринимательством, займётся ли технологическими стартапами или чем-то иным. Эту уникальную возможность первыми пробуют новгородцы, а в 2019 году проект будем масштабировать.

А ваша роль в проекте, Александр?

Александр Барский: Я занимаюсь переводом с языка НТИ на язык студенческий, с русского на русский, понятный людям, чтобы тот объём информации, который студенты здесь сегодня получают, не был тяжёлым ударом по голове. Я бы с удовольствием назвал бы себя «продажником», но тут мы ничего не продаём. Это госпрограмма, которая обеспечивает бесплатные бюджетные места для 100 студентов. По сути – мы часть Агентства стратегических инициатив.

Одним словом, пуско-наладочные работы на вас?

А.Б.: Термин из советский эпохи, но очень мне подходит действительно!

А каким было ваше предыдущее место работы?

А.Б.: В последнее время работал в сфере организации мероприятий. На самом деле я всегда работал в отрасли культуры - в театре, в музее, и даже в определённый момент в библиотеке. Учился я в Российском государственном гуманитарном университете на факультете истории искусств, а потом прошёл в Петербурге курсы переподготовки «Интерстудио» для работников культуры у Елены Левшиной. Одна часть моего образования была связана с теоретическим гуманитарным направлением, а вторая с арт-менеджментом. В Москве я продюсирую детский театр Baby Lab (Бэби Лаб).

Я как раз тот гуманитарий, задача которого состояла в том, чтобы объяснить студентам гуманитарного направления, зачем им стоило попробовать войти в этот проект. Ведь у любого проекта, даже коммерческого, есть смысл, который необходимо объяснить. Зарабатывание денег – это всего лишь цель. Я объясню ребятам смысл того, как сегодня меняется образование, и если хотите – весь мир.

А вы считаете, что государственный университет этого не объясняет?

А.Б.: Мы тоже госорганизация, но у нас есть госкорпорация со своими собственными заказами. Это своего рода эксперимент для отдельно взятой части студентов.

Другими словами, это попытка выцепить из всей массы «звёздочек»?

А.Б.: Скорее попытка отфильтровать тех, кому это интересно, кто мыслит на шаг вперёд, и мыслит не получением конкретной специальности и работает дальше только по ней, а думает гибко, кто выстраивает свою нейронную сетку так, что бы постоянно получать тот или иной набор навыков. Например, стоматолог идет изучать дизайн. Казалось бы, зачем?! А всё просто: открывая частную практику, ему просто необходимо будет придумать определённый дизайн для неё. Согласитесь, мы не знаем, каким будет мир через 10 лет. Ещё в 2007 году мы понятия не имели о том, что появятся смартфоны, а сейчас есть масса технологий, которым необходимо искать и находить новые грани применения.

Конечно, участие в проекте НТИ 20.35 – это не гарантия того, что именно вы придумаете что-то новое и гениальное, это и не гарантия того, что вы будете востребованы на рынке труда. Но это однозначно увеличение шансов развить собственные навыки, а также шанс взаимодействовать с новыми технологиями. Ведь технологическая революция состоялась, и мы продолжаем погружаться в новые технологические истории.

А что делают студенты сейчас?

Они проходят 4 образовательных такта (это название образовательной части) по три недели. Внутри каждого такта они работают с идеями, клиентом, прототипами и над презентацией проекта. А презентовать свои проекты ребята будут уже в декабре экспертам НТИ, и, возможно, нам удастся найти финансирование под лучшие проекты.

НТИ 20.35 – это наша общая возможность: для НовГУ – возможность продвинуться вперёд и получить интересную программу, для университета НТИ протестировать взаимодействие с вузами и его формы, но главное – это возможность студентов получить бесплатно новое образование.

Фото: unti_novsu