Деваться некуда! Нам навязывают празднование 110-летия одного из самых талантливых полководцев России Ивана Черняховского. С опозданием на год. И никто не хочет сказать, что это неправильно…

Настоящий полковник

В 1978 году в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» вышла книга полковника запаса, журналиста Акрама Шарипова (литературный псевдоним – Аркадий Воронин) «Черняховский». В те годы книги этой серии рассматривались как документальные, хотя таковыми, строго говоря, никогда не были. Вот и этот «Черняховский» был, по сути дела, перелицовкой одноименного романа, который увидел свет в 1971 году (в 1988 году автор издал ещё одну книгу о Черняховском на основе двух предыдущих – «Судьба полководца»). Собственно, ничего удивительного или постыдного в этом нет: была одна книга – стало три!

Но вот на что хочется обратить внимание. В романе (1971) Шарипов, вводя в оборот новый год рождения Черняховского пишет: в 1921 году «для приёма в комсомол Ивану недоставало одного года. В метрике пришлось переправить год рождения с 1907 на 1906-й. С тех пор по всем документам он стал считаться на один год старше». А в «документальной» повести (1978) уже другая версия: в начале 1920 года «Иван с помощью сына Цешковского (друг отца Черняховского, машинист паровоза – Г.Р.), тоже Ивана, устроился путевым рабочим (в железнодорожное депо станции Вапнярка на Украине – Г.Р.). Друзья сказали, что он 1906 года рождения вместо 1907-го». Сказали, чтоб 13-летнего Черняховского приняли на работу. Чушь!

По Кодексу законов о труде РСФСР, действовавшему с 1918 по апрель 1922 года, в стране для всех граждан была установлена трудовая повинность, но Раздел I «О трудовой повинности» оговаривал, что «трудовой повинности вовсе не подлежат: а) лица, не достигшие 16-летнего возраста» (статья 2) и по статье 4 названного кодекса Черняховский, бросивший школу в 1919 году, был бы туда возвращён, так как «учащиеся всех школ выполняют трудовую повинность в школе».

Причем, в конце 1919 года Россия начала переход на милиционную систему всеобщей трудовой повинности. Главный её принцип сформулировал Троцкий: «До тех пор пока всеобщая трудовая повинность не войдёт в норму, не закрепится привычкой и не приобретёт бесспорного и непреложного для всех характера (что будет достигнуто путем воспитания, социального и школьного, и найдёт полное выражение лишь у нового поколения), до тех пор, в течение значительного ещё периода, переход к режиму всеобщей трудовой повинности должен неизбежно поддерживаться мерами принудительного характера, т.е., в последнем счёте, вооруженной силой пролетарского государства» (газета «Правда» № 283, 17 декабря 1919 г.). Стали создаваться трудовые армии (из демобилизуемых красноармейцев), которые должны были приступить к мирной работе в соответствие с Кодексом законов о труде РСФСР.

Этот кодекс действовал и на Украине, где Украинская трудовая армия официально была сформирована 21 января 1920 года (её совет возглавил Сталин). Таким образом, формула «друзья сказали, что Ваня уже большой» представляется более чем наивной выдумкой. Тем более, что согласно «Руководящим началам по уголовному праву РСФСР», принятым в 1919 году, за такие трюки Черняховского могли привлечь и к уголовной ответственности: она-то наступала с 14 лет!

За оборону Демянского котла

Впрочем, присказка товарища полковника Шарипова оставалась невостребованной до 1992 года, когда по требованию правительства Литвы памятник полководцу был демонтирован (и перевезён в Воронеж), а прах перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На надгробном памятнике и появилась тогда новая дата рождения – 1907 год. Видимо, скульптор читал только книги Шарипова. Зато исчезли ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого – их украли из Музея вооруженных сил …

Что впечатляет? На аннотационной доске на московской улице Черняховского остался 1906 г.р.. В Санкт-Петербурге на аналогично названной улице – то же самое. В Воронеже памятник (работы Томского) стоит на новом пьедестале с лаконичнейшей надписью «И.Д. Черняховскому». Однако воронежцы 100-летие полководца массово отмечали в 2006 году, а 110-летие – соответственно в 2016-м.

В Новгородской области решительно следуют «новой хронологии», установленной функционерами Военно-исторического общества, приурочив открытие музея «Полководцы победы» в Старой Руссе к 110-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, генерала армии Ивана Черняховского. Ведь, как сказал главный советник председателя общества Ростислав Мединский, «Черняховский защищал Новгород, участвовал в обороне Демянского котла, Старой Руссы. И будем так говорить, все его операции способствовали освобождению Старой Руссы».

Интересно... В Демянский котёл, то есть в окружение, попали в феврале 1942 года примерно 95 тысяч солдат и офицеров вермахта. От кого же их «оборонял» Черняховский? Путает главный советник: Черняховский атаковал! И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1942 года «за наступательные бои по окружению демянской группировки 16-й немецкой армии» был награждён орденом Красного Знамени.

«Все его операции способствовали освобождению Старой Руссы»… Ну. В принципе даже без Сталинградской битвы не было бы, наверное, этого освобождения. Без взятия Берлина – тоже. Но если предметно, то окрест Старой Руссы Черняховский был совсем недолго. С 27 августа по 16 сентября 1941 года после отступления из Новгорода он болел (воспаление лёгких). 17 сентября вернулся в свою 28-ю танковую дивизию, воевавшую под Демянском, а 21 сентября дивизия, потерявшая с начала войны 96% личного состава, была выведена на переформирование (в 241-ю стрелковую).

После этого Черняховского перебросили под Валдай. С февраля по апрель 1942 года – Демянский котёл, а затем – откомандирован в распоряжение начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии, откуда в июле 1942 года его во главе 18-го танкового корпуса бросают на оборону Воронежа…

Отцы и дети 

Более пути Ивана Черняховского с новгородской землей не пересекались до 27 июня 2017 года. И вот первый в России музей «Полководцы Победы» открыт – в Старой Руссе. Это музей Черняховского. Папа-советник поднапутал, сын-председатель (Военно-исторического общества, министр культуры РФ Владимир Мединский) не решился спорить. И история получила новое направление.

Зачем? Это не прибавит славы генералу Черняховскому, которого чтут во всей России. Это утвердит людей в мысли, что малообразованность чиновников есть главная движущая сила в работе. И хорошо ещё, что советнику Мединскому не приснилось, что Черняховский Старую Руссу освобождал. Это как же трудно было бы искать подтверждающие документы!

Фото: rvio

В Старой Руссе открыли музей «Полководцы Победы»