Основной целью реабилитации (абилитации) детей инвалидов является полное или частичное восстановление способности к бытовой, учебной, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях их социальной адаптации, достижения самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество.

Проведение медико-социальной экспертизы детского населения Новгородской области осуществляют: специализированное педиатрическое, специализированное психиатрическое, специализированное офтальмологическое бюро. По состоянию на 01.01.2017 года на территории Новгородской области проживает 2442 ребенка с ограниченными возможностями, поэтому педиатрическая служба медико-социальной экспертизы является важной частью всей службы медико-социальной экспертизы. В 2016 год было освидетельствовано 1263 ребенка с целью определения категории ребенок-инвалид и составления индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА).

Один из основных параметров жизнедеятельности, которым руководствуются специалисты МСЭ при установлении инвалидности – способность к обучению (приказ Минтруда России от 17.12.2015 года №1024н). Для того, чтобы оценить, насколько эта способность снижена, специалисты бюро МСЭ нуждаются в помощи специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), т.к. в соответствии с приказом Минтруда, степень ограничения способности к обучению и получению образования определяется и устанавливается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Работа специалистов ПМПК и врачей-экспертов неразрывно связана. ПМПК также оказывает содействие МСЭ в разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) – специалисты бюро МСЭ всегда учитывают заключение ПМПК. В специальный раздел ИПРА «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации» вписываются рекомендации, как организовать обучение ребенка-инвалида, какую психологическую помощь в школе ему нужно оказать, и какую провести профессиональную ориентацию. Образовательный процесс ребенка должен быть в организован с учётом его состояния здоровья и особенностей психофизического развития.

В случае выявления специалистами ПМПК у обучающегося ребенка-инвалида недостатков в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующих получению образования без создания специальных условий ребенок-инвалид причисляется к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для него определяется адаптированная образовательная программа (АОП), разрабатывается комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению в образовательном процессе, при необходимости могут быть рекомендованы технические средства обучения и специальная архитектурная среда (для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией). Например, кому-то нужен логопед, кому-то психолог, кому-то тифлопедагог. Кому-то – специальная мебель (при болезнях опорно-двигательного аппарата) или звукоусиливающая аппаратура. Кому-то – особые, порой дорогостоящие, учебные пособия.

Адаптированные образовательные программы имеют несколько вариантов для разных типов нарушений. Одни варианты подразумевают инклюзивное обучение, другие – обучение в специальных школах или даже по индивидуальным программам. Программы школы готовят самостоятельно, но в соответствии с государственными стандартами.

В образовательных учреждениях Новгородской области в целях доступности получения образования детьми-инвалидами создаются специальные условия для обучающихся с ОВЗ по зрению, по слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития и др.

Не всегда при первичном обращении в бюро МСЭ родители имеют на руках заключение ПМПК. В этом случае специалисты бюро МСЭ составляют программу дополнительного обследования с целью получения заключения специалистов ПМПК. ПМПК проводится с согласия родителей, а заключение комиссии носит рекомендательный характер. Родители самостоятельно решают предъявлять копию рекомендаций ПМПК в образовательную организацию или нет.

Рекомендации ПМПК могут оказаться полезными для и получения некоторых технических средств реабилитации. Например, дорогостоящие приспособления и пособия, необходимые для обучения ребенка-инвалида можно вписать в раздел товар и услуг, приобретаемых за счет материнского капитала. Подобные рекомендации важны для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если ребенок не удерживает вертикальное положение сидя – ему нужна специальная мебель. Если он не может самостоятельно передвигаться – ему нужен помощник. Если плохо двигаются руки, может быть, не имеет смысла учить его писать ручкой, лучше сразу использовать компьютер или планшет – а это особое рабочее место.

Все эти рекомендации надо вписывать в заключение ПМПК, чтобы затем специалисты МСЭ включили их в ИПРА, и ребенок мог получить все необходимое бесплатно.

Фото: pixabay.com