Управляющие организации с некоторых пор стали использовать федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» для ответов на претензии, жалобы, запросы граждан, ограничивая права и интересы собственников жилья. Ранее собственникам предлагали пользоваться стандартом раскрытия информации – постановлением правительства РФ №731 от 23.09.2010 по порядку и срокам раскрытия при обращении к УК. Правомерны ли действия управляющих компаний, отказывающих в предоставлении информации по стандарту №731 и использование закона о порядке рассмотрения обращений граждан?

Взаимоотношения собственников жилья и управляющих компаний очень разнообразны. Вот и наш уважаемый читатель приводит далеко не полный перечень обращений, потребность в которых возникает у собственников – это и претензии, и жалобы, и запросы. А ещё бывают предложения, заявки, заявления и много чего ещё. Единого, раз и навсегда установленного порядка реагирования на любые обращения нет и быть не может. И вот почему.

Управляющая компания оказывает собственнику услуги. То есть между ними возникают отношения, которые регулируются как Гражданским кодексом Российской Федерации, так и законом О защите прав потребителей.

Если у вас дома сломался кран или исчезло электричество, то обращение в управляющую компанию с требованием произвести работы, предусмотренные договором на управление жилым домом, направлены на исполнение второй стороной договора своих обязательств. И закон о порядке рассмотрения обращений граждан тут совсем не при чем. Представьте, что в магазине вы отдали бы кассиру деньги за товар, а ваше требование получить сдачу администрация стала бы рассматривать в течение месяца как обращение гражданина. Абсурд. В этой части ваших взаимоотношений с управляющей организацией действуют нормы Гражданского кодекса, Жилищного кодекса, закона О защите прав потребителей, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление №354 от 6 мая 2011г).  Например, в соответствии с подпунктом «к» пункта 31 этих Правил управляющая организация должна вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа. А вот вводить в эксплуатацию установленный вами квартирный счетчик компания должна в течение месяца, а не трех дней. На проверку работы уже установленного счетчика компании Правилами отводится 10 рабочих дней.

Совсем иная ситуация возникает, когда управляющая компания должна исполнить перед собственниками возложенную на неё законом обязанность по раскрытию информации. Здесь действует то самое  постановление правительства РФ №731 от 23.09.2010г., утвердившее Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Согласно этому Стандарту предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе. Здесь, как вы понимаете, речь идёт только об ответе на запрос на получение информации, перечень которой определен самим Стандартом. На другие обращения этот Стандарт не действует.

Так зачем же тогда нужен федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», установивший общий 30-дневный срок для ответа на обращения граждан? Дело в том, что он применяется только для тех обращений граждан, для которых не установлен другой порядок другими законами. Ведь обращаться в управляющую компанию собственник может не только с претензиями на качество услуг или для выполнения какой-то работы и не всегда ему нужна информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законом. Можно, например, вносить предложения о благоустройстве дворовой территории или проведении ремонта в подъезде, можно, наверное, много ещё о чем просить, от применения мер к шумным соседям до внесения изменений в законодательство. И вот как раз в таких случаях и применяются нормы закона О порядке рассмотрения обращений граждан.

Ведь управляющие организации, как ни крути, выполняют публично значимые функции, а потому обязаны работать с обращениями граждан. И ни одно такое обращение не должно оставаться без ответа.

Так что положения указанного закона распространены на управляющие компании вовсе не для того, чтобы затруднить или замедлить общение с ними граждан. Цель прямо противоположная – жизнь гражданам улучшить. Но и самим собственникам при обращении в управляющую компанию нужно хорошо понимать, что же конкретно от неё требовать – исполнения обязательства, предоставления информации или улучшения коммунальной жизни «вообще».  Тогда и сомнений относительно порядка ответа и сроков не будет ни у кого возникать.          

Фото: pixabay, информация Новой новгородской газеты.