Накануне на Летней эстраде в Великом Новгороде состоялась встреча с участником ультрамарафонов по 3100 миль Николаем Дужим, трижды побеждавшим на этих гигантских дистанциях.

Ультрамарафон проводится с 1997 года в Нью-Йорке. Участники бегают по кругу длиной 883 метра 52 дня, чтобы пробежать почти пять тысяч километров. Понятно, что желающих предаться такому увлекательному занятию не слишком много – за все эти годы пробежали дистанцию 124 человека.

Основателем марафона стал покойный ныне руководитель церкви своего имени Шри Чинмой. Его нередко критикуют как основателя деструктивного культа. Почитающий Чинмоя Дужий рассказывает, как тот сказал югославскому бегуну, что если бы тот не бегал марафон, то последствия гражданской войны в его стране были бы гораздо страшнее. Похоже, его преподобие – тот ещё жук. Но нас интересует не церковь Чинмоя, а опыт Николая Дужего – йога, вегетарианца, бывшего преподавателя Лесотехнической академии, из года в год пробегающего под палящим солнцем 3100 миль по Нью-Йорку. Тривиальным его точно не назовёшь.

Дужий рассказал слушателям:

– Мы бежим круги длиной 883 метра – 5690 кругов. День – в одну сторону, следующий – в другую. На ночь перерыв. Если ты закончил бегать после полночи – последний круг не засчитывается. В шесть утра новый старт. На дистанции есть небольшие подъёмы и спуски и подсчитано, что мы раза три преодолеваем высоту Эвереста и спускаемся вниз. Сложность соревнований в том, что это лето, субтропики. Температура – тридцать-сорок градусов, только под вечер она снижается до двадцати, да в августе есть пара дней попрохладнее. Через два часа у тебя капает из шорт и ото всюду. Следующая трудность – в Нью-Йорке все тротуары бетонные. А бетон в семь раз прочнее асфальта. Поэтому большая нагрузка идёт на позвоночник, тазобедренные суставы, колени, стопы. А кроме того, о бетон иногда затачивают топоры, ножи. И за время первого своего марафона я сменил 28 пар кроссовок, сточившихся о бетон.

 Самое меньше число участников марафона за все годы – всего один человек. Перед началом нужно пройти шести- или десятидневный марафон там же в Нью-Йорке, пробежать шестьсот или тысячу километров, чтобы организаторы – марафонская команда Шри Чинмоя – убедились, что вы просто выживете на этой дистанции.

Гость Великого Новгорода рассказывал: 

– В детстве я занимался футболом, волейболом, потом лыжами, но так, что мой покойный заслуженный тренер мне сказал: никому не говори, что это я тебя тренировал. Бег я полюбил в армии. Я несколько раз пытался попасть на марафон 3110 миль, но только после забегов в Москве и в Киеве меня допустили до шестидневного забега. Два раза у меня получилось не очень удачно, восполялась надкостница. Потом я пробежал 712 километров при необходимых 600 и получил право в том же 2012 году участвовать в марафоне.

В первый день я пробежал 150 кругов, во второй – тоже. Думал, что установлю мировой рекорд. Но, как говорится – хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. На третий день у меня появляется мозоль. Подкладки только мешают бежать, и я их убираю. Получается рана, потом врач мне срезает кожу, образуется такая дырка в ноге. Мне сказали, что я отбегался. Но на другой день осмотрели ногу и разрешили бежать. Я был так рад, что пробежал в этот день 120 кругов, до этого бегал по 100. Потом врач из Италии помог мне, хотя нога продолжала болеть. Но на 52-й день у меня получилось финишировать. И мне тогда пожелали пробежать ещё десять таких марафонов. После этого я их не пропускал ни разу.

Во время этого марафона у меня был случай: впереди меня бежал парень из Австралии – Грахак. И вот я вижу, что он лежит споткнувшись о камень. Видна кровь на плече. Я помог ему встать, и от тут же рванул вперёд. А когда я его нагнал через пару кругов, сказал, что боялся: вдруг сломал ключицу и не сможет финишировать. В том году он стал победителем марафона и показал лучшее для себя время.

 В 2013 году я приехал в Нью-Йорк с помощником – тренером по лыжным гонкам из Нижнего Новгорода. Когда у тебя есть опытный помощник, это очень упрощает дело. И я тогда стал победителем. В 2015 году я занял третье место, но показал лучшее для себя время. В 2017 и в 2018 году снова стал победителем.

– Есть ли какие-то денежные призы?

– Дают кубок, майку с надписью «3100 миль» и немного денег, но гораздо меньше тех двух тысяч долларов, которые нужно внести. Я год работаю, чтобы поехать на марафон. А у организаторов много трат – на врачей, на питание. Поэтому большого призового фонда нет. Думаю, что если бы он был – никто не смог бы добежать, потому что началось бы соревнование друг с другом. В 2017 году я пытался соревноваться с другим участником и несколько раз упал, после чего отказался от этого. Этот марафон называют «Самопреодоление». Победив себя, ты будешь так горд, как никогда, победив кого-то другого. Оказавшись там в первый раз, я почувствовал, что попал в семью, где я самый маленький ребёнок и каждый мне старается помочь. Когда ты заботишься о ком-то, ты неожиданно получаешь силу. И в этом отличие от других соревнований.

Николай Дужий полтора часа общался с новгородскими любителями бега. Рассказывал о медитации во время марафона, о том, как для лечения ран использует кукуруму и о многом другом.

Меньше чем через две недели он побежит очередной марафон на 3100 миль.

P.S. Убедительно просим читателей без предварительных тренировок не пытаться пробежать пять тысяч километров.