Корреспондент сетевого издания «ВНовгороде.ру» искал на фестивале еды «Поляна» пищу обычную и духовную.
Еда в современной культуре уже давно не является лишь условием выживания человека. Она сама по себе – культура. И речь не только о культуре потребления.
Потребность вкусно поесть под открытым небом побудила новгородских ребят сделать целый фестиваль с музыкой, играми и другими активностями. Территория Ярославова дворища давно «просилась» стать центром фестиваля формата городского пикника и, наконец, дождалась своего часа.
Около сцены, на которой развлекала людей ведущая фестиваля и главная леди новгородского хип-хопа Настя NOisy, расположились с десяток выездных прилавков от новгородских ресторанов и кафе. Napoli пёк пиццу прямо в печи, которую привёз с собой, кафе «Варенье» жарило шашлык и овощи на гриле, осетины из кафе «Алания» предлагали свои национальные пироги, ресторан «Васаби/Розарио» радовал кулинарным фьюжном. Напротив расположились менее традиционные и более космополитичные «Дом быта» со стритфудом, Terraza с лёгкими фруктовыми закусками, Mr. Tea с различным чаем с пузырьками.
Посередине этого пространства разложены деревянные поддоны, которые использовались в качестве сидячих мест. Рядом стояли более консервативные столики со стульями, а неподалёку, ближе к реке люди отдыхали в подвешенных качающихся креслах.
И так происходит все два дня.
На главной площадке фестиваля громко играет музыка от новгородских ди-джеев – не всем по нраву такой грохот. Поэтому зону с фудтраками расположили в аркаде Гостиного двора, где было потише и можно было развлечься с детьми (или вовсе ненадолго оставить их с аниматорами и мыльными пузырями).
Фудтраки расположены в ряд. Возле одного из них, розового с надписью «Сбудется...» выстроилась нереально длинная очередь, тогда как остальные – с бургерами, лапшой и кофе – практически свободны. В розовом автомобиле продают так называемые гонконгские вафли, сводящие с ума петербуржцев в этом сезоне.
За прилавком работают владельцы бизнеса Артём, Карина и Максим. Им здесь всё нравится.
В Новгороде гораздо больше заинтересованы в наших вафлях. В Питере на это меньший спрос имеет, так как действуют и конкуренты. Так что если позовут ещё, мы обязательно поедем, – говорит Карина.
Рядом с ними продают цветные бургеры на чёрной, зелёной или розовой булочке. Обычными гамбургерами народ теперь не удивить, поэтому в ход идут такие маркетинговые приёмы, как необычный вид или нестандартное направление. Фитнес-бургер – уже не оксюморон, а вполне устоявшееся название для нежирного низкокалорийного сэндвича с куриной грудкой. Это тоже актуальный тренд в последние годы. В городах-миллионниках бургеры окончательно перекочевали из глобальных сетей или ларьков с шавермой в рестораны.
Фудтраки – в основном, малый бизнес. История, когда владелец фудтрака сам готовит или продаёт – обычная в этой отрасли. Но среди новгородских представителей сегмента был Grill vs. Wok – фургон, открытый крупной новгородской ресторанной сетью Gourmetto group. Впрочем, управляющий этого проекта Владислав спешит заверить, что индивидуальность заведений их сети не страдает, и их первый фудтрак – не исключение.
Я думаю, что на каждом ресторане есть свой управленец, который вкладывает душу, свой опыт и проделывает большую работу, чтобы заведение жило, чтобы в нём была душа. Любое открытое заведение, которое приносит доход, это уже коммерция, – считает Владислав.
Но также он считает, что мультикультурность ресторанов в России – следствие высокой требовательности российского клиента:
Российская и европейская культура различаются. Россияне уже требовательные, они имеют больше выбора. Если взять небольшую европейскую страну, она может быть не такой большой даже, как Москва. Мы даём выбор и возможность попробовать то или иное блюдо.
Организаторы фестиваля еды – молодые новгородцы, которые занимаются развитием современной культуры и хотят сделать город интереснее. Их следующая задача – сделать «Поляну» ежегодным событием. Об этом корреспондент «ВНовгороде.ру» поговорил с одним из организаторов Алексеем Александровым.
Как докатились до жизни такой?
Мы всегда болели душой за наш город. Любим его и хотим, чтобы было движение, чтобы молодёжь развлекалась. Мы начинали с проекта RooProject, потом занимались фестивалем Autosation. Три года уже делаем этот фестиваль, и на него приходит много людей.
Может быть, слышали о фестивале «О да! Еда!». Мы в прошлом году на нём побывали. В этом году они организовывают фестивали в городах-миллионниках. Насмотревшись на наших северных друзей, мы решили втроём – я, Денис Колесов и Люба Ткаченко – организовать такой фестиваль.
Мы все немного больны едой. Я работаю с ресторанами как фотограф, Люба и Денис работают с ресторанами как маркетологи и менеджеры. Так и появилась идея поднять в Новгороде гастрономический уровень, познакомить людей с новой кухней, с новыми блюдами.
Раньше ничего такого не было. «Гурмэ-фестиваль» уведём за скобки, потому что он не относится к городской уличной культуре. В прошлом году был только «ЕстФест», о котором поначалу мало кто слышал. А в этом году в один август наложилось сразу три фестиваля еды.
Наш город очень интересный. Мы очень быстро подхватываем интересные новинки. У нас все суши-магазины открылись в один год, мойки самообслуживания открылись в один год. И фестивали выстрелили тоже в одно время. Просто все гонятся за Питером и Москвой, а откуда ещё черпать новые идеи?
Так сложилось, что прошло три фестиваля подряд: «ЕстФест», «ИльменьFOODfest» и наш фестиваль еды «Поляна». Надеемся, что наш фестиваль всем понравится, и мы будем каждый год устраивать всё более масштабное, красивое и вкусное мероприятие.
А вы можете дать свой прогноз на развитие культуры уличной еды в нашем городе?
Мы смотрим на своих северных и столичных друзей. Сегодня был большой ажиотаж у гонконгских вафель. Мы делаем прогноз, что кто-то, насмотревшись на популярность этого блюда, откроет то же самое в нашем городе.
Тем более, франшиз много.
Но не все предлагают во франшизах порошковую смесь. У наших ребят очень вкусные вафли, потому что они сами делают тесто. Они приехали вчера ночью из Санкт-Петербурга, всю ночь делали заготовки и сегодня отбивались от желающих попробовать вафель. И у них, к слову, не франшиза. Они разработали свой бренд.
Всё-таки будущее за сетями или за малым бизнесом, таким, как «Сбудется...»? Я сегодня с ними общался, они сами бизнес представляют, сами и продают.
Зачастую, да, в фудтраках работают сами владельцы этих бизнесов. Сети, как это ни печально, нацелены на получение прибыли. У них тоже всё бывает хорошо со вкусом. Но чем больше сетка, по моему мнению, тем похуже вкус. Когда у тебя один ресторан, тебе за ним проще следить. Ребята с фудтраков видят клиента и понимают, куда им двигаться.
Сетевое издание «ВНовгороде.ру» – информационный партнёр мероприятия, сообщества «Я люблю Великий Новгород», «Господин Великий Новгород», «Куда пойти? – Великий Новгород и область».
Фото автора