13 декабря в Доме Молодёжи пройдёт ежегодный международный танцевальный фестиваль «Dance Is Me. Pro Gold Edition». Яркое танцевальное событие соберёт больше двухсот танцоров со всей России и не только. Может показаться удивительным, но всё это огромное количество людей – не просто команда единомышленников, связанных движением и драйвом, но и настоящие друзья. О том, как эмоции и киловатты бита соединяют людей по всему миру, «ВНовгороде.ру» рассказал один из организаторов фестиваля Максим Волков.

Как появилась идея сделать танцевальный фестиваль в Великом Новгороде?

У нас с женой есть своя студия современного танца «New Wawe Family». Мы учим ребят именно индивидуальному танцу, импровизации, фристайлу. Однажды в 2009 году в интернете мы увидели крамп и просто с ума сошли. Узнали, что скоро в Москву приезжает один из основателей стиля, поехали на мастер-класс поучиться, а приехали больными на всю голову. Стали учить наших, и понемногу это переросло в фестиваль Dance Is Me. Все годы это был фестиваль для всех: и для начинающих, и тех, у кого уже есть уровень. Фестиваль этого года будет для «про» – продолжающих, с 3-4 годами опыта.

Расскажите, кто будет судить фестиваль.

Мы всегда стараемся пригласить самую «верхушку» каждого танцевального направления. Иногда это известные люди: например, на один из фестивалей был приглашён судьёй Вашингтон из Quest pistols. Обычно это ребята из среды андеграунд-танцоров, достаточно известные в профессиональных кругах. Например, Дмитрий «КаDет» Реннер из номинации хип-хоп представлял нашу страну в двойке на самом большом в мире фестивале уличных танцев JazzDebut в Париже и дошёл до полуфинала. Рамон, судья паппинга, один в СНГ, кто входит в команду Electric Boogaloos. В неё входят ребята из США, и вняли его из-за очень высокого уровня. Антон Пашуля – двигатель крампа, выиграл в Европе всё, что можно. В прошлом году он организовал первый в мире крамп-лагерь в Крыму.

Нора – девушка из Петербурга, и нет, наверное, фестиваля, который он ещё не выигрывала. Она – организатор dancehall-лагеря. Евгений Chausov – постановщик московского коллектива «Чердак Джека» он – один из постановщиков. Все они – лучшие в своём стиле, верхняя точка. И это не просто люди, а друзья. С каждым из них я хорошо общаюсь, танцорская тусовка очень дружеская. Раньше я смотрел этих людей по интернету, а сейчас с ними дружу.

На нынешнем фестивале ожидается очень много танцоров-гостей.

Новинка этого года — по четыре приглашённых танцора в каждой номинации. Те, кто в своём стиле одни из сильнейших. Это тяжело, ведь с каждого тура производится селекшн, общий отбор всех участников. Всего проходит восемь человек, их делят по парам, получается два участника против одного приглашённого. И если он выигрывает, то с утра слетают сразу двое. Это сложно. Выиграть приглашённого – тем более круто. Да быть приглашённым статусно, это означает, что ты что-то значишь в танцевальном мире.

Для танцоров Вы также запланировали специальную программу?

Мастер-классы позволяют судьям дать нашим ученикам тот уровень, которого не знаем даже мы, преподаватели. Сам фестиваль пройдёт 13 декабря, а уроки — 12, на день раньше. Это обязательная часть фестиваля, без неё никакого творческого роста не будет. Пример – Псков: крамп параллельно начинался и у нас, и во Пскове. Мы постоянно встречались со псковскими ребятами, куда-то ездили. Конечно, уровень у нас пока был не очень, но было дикое желание расти, и за счёт этого мы развивались. Много раз звали на наш фестиваль Псков, но они постоянно отказывались. Не приехали раз, два, а потом группа распалась. Их было 13 человек, и это немало для крампа, самого по себе очень узкой культуры. Очень обидно, что они ушли. Им было важно постоянно побеждать, но в танце важна не победа, а общение.

Крамп вообще – не просто танец, а целая культура. В нём все танцоры состоят в группах, их называют family, семья, и мы с женой входим в состав семьи Антона Пашули. Надо защищать своё имя, представлять семью на баттлах. Это большая ответственность, которая помогает тебе развиваться.

Вы пригласили в Новгород, небольшой город, судей с большим статусом. Легко ли было уговорить их приехать к нам?

Мне даже не пришлось их уговаривать, ведь мы все друзья, семья, команда. Все едут в Новгород как домой. Говорят: в некоторые города едешь потусить, оторваться, это получается как общение как на дискотеке. А к нам едут отдохнуть, успокоиться. В нашей танцсреде все люди добрые, нет никакой творческой зависти, всё очень по-доброму.

Но наверняка всё-таки есть и соревновательный дух?

О, да, и даже более сильный, чем, например, в спорте. Соревновательный дух – это когда баттл, и ты танцуешь с человеком один на один. Твоя цель – станцевать лучше, «вынести» человека, это должна быть основная цель. Часто попадаешь на своих друзей, но во время баттла – они соперники. Не все понимают правила игры. Ты попадаешь в баттл потому, что хочешь выиграть, а не потанцевать. Баттловость делает танцы зрелищными. Многие, конечно, «загоняются», что не выиграли, и уходят. Но всё-таки здесь главное получать удовольствие.

В танцах всё очень субъективно, ведь судят конкретный выход, раунд. У тебя может быть очень высокий уровень, но именно на этом выступлении ты продул, переволновался.

Есть ли у простых новгородцев интерес к современным направлениям танца?

Мало кто знает эту культуру. Ребятам непонятно, что это такое, что за современные направления. Все привыкли, что танцы – это сцена, хореографическая постановка, а здесь будет импровизация, творчество в чистом виде. Ты – телевизор музыки, транслируешь настроение музыки, должен показать себя круче соперника. Сделать то, что называется «kill the beat». Это нужно воспринимать как искусство. Чтобы до этого дойти, нужно прийти, понять, твоя ли это атмосфера. Если ты хотя бы раз получил удовольствие от танца, пусть и чисто визуальное, ты уже не бросишь.

Очень тяжело привести нетанцующую публику. Когда приезжают рефери «Танцев на ТНТ», они собирают полные залы. А я удивляюсь: разве там баттлы? Это просто хореографические постановки, выученные и отработанные. Баттлы, андеграунд в чистом виде, будет у нас.

Наверное, для зрителя это уличная атмосфера – это нечто совершенно особенное.

Фестивали всегда вдохновляют. Я два раза в жизни плакал над танцем. Однажды был на фестивале в Одессе. Там была огромная толпа народа, человек двести, в её середине танцевали пять американцев. И я видел, что просто все плакали. Брутальные чуваки с бородами орут, визжат и плачут. Атмосфера захватывала и рождались эмоции. После таких фестивалей у тебя всегда куча сил. Надеюсь, что и у нас будет такая атмосфера.

Возможно ли, что наш танцевальный фестиваль когда-нибудь станет многодневным?

Это очень сложно с нашим сообщением, непростой вопрос, где и кого селить. В Петербурге с этим проще: если мы едем большой тусовкой, человек 12, мы просто снимаем там квартиру. У нас с посуточной сдачей проблемы. Те же хостелы в Питере делают большие скидки для групп, а у нас наоборот. Честно говоря, танцоры – люди не богатые, все, что зарабатываем, тратим на поездки на фестивали. Но об этом ни капельки не сожалеешь, эмоции всё окупают. Ты всё время на танцевальных тусовках и счастлив.

А что такое танцевальная тусовка?

Тусовка в нашем плане — это не место и компания, где выпивают, а круг близких людей, с которыми ты общаешься и танцуешь. Когда приезжаю на баттл в Питер и Москву, просто рука начинает болеть, пока со всеми поздороваешься. Ты знаешь 90% людей, куда бы не поехал, даже не в России, в Одессе или Киеве, например. И на политическую обстановку тоже всем плевать. Ты приехал танцевать, тебе все рады.

В каком возрасте стоит начинать пробовать себя в танце?

В абсолютно любом. Я начал танцевать только в 20 лет, сейчас мне 30. До этого вообще не танцевал, я – кандидат в мастера спорта по настольному теннису и пауэрлифтингу. Потом увидел танцы, что-то для меня непонятное, новое, и захотелось попробовать. Учился сам. Поэтому когда мне пишут: «Мне 15 лет, я хочу на танцы, мне поздно?» Если хочешь танцевать, не поздно никогда. В интернете куча видео, где бабушки крутятся на головах, просто с ума сойти! Плохо, когда ты ограничен цифрами в паспорте. Нужно осознавать себя как человека, а не как цифру.

Очень обидно, когда родители забирают с занятий детей. Особенно когда видно, что у парня или девчонки столько энергии, глаза горят, они многое могут, и родители запрещают им ходить из-за того, что дети «скатились на четвёрки». Было бы разумнее ограничить их в компьютере или телевизоре, а не в танцах.  

Фото из официальной группы «Dance Is Me. Pro Gold Edition»