Мы продолжаем знакомиться с участниками фестиваля средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел «Княжья Братчина», что пройдёт 4 и 5 августа в Старой Руссе. Героем субботы стала петербургская мастерская «Чертог». Ребята вдохновляются красотой природы и создают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства.

На наши вопрос отвечает Юрий Ермаков, мастер, основатель студии. 

Расскажите немного о вашей мастерской: как давно она существует и когда стала работать, скажем так, на широкий рынок? Что вас вдохновило на занятие ручной работой? 

Как-то в конце октября 2013-го Зоя – подруга, с которой мы вместе учились, спросила, могу ли я достать масла и другие ингредиенты для ее нового увлечения-мыловарения. И я ответил – да. С этого все началось. Она делала домашнюю косметику, потому что это ей напоминало чем-то алхимию. Мы объединили усилия. Она была классным мастером и оформителем, а я, только что закончивший стартап по продаже итальянской мебели, был «движком», точнее продвигателем. Так появилась наша мастерская «Сапонария». Название говорящее, особенно если немного знаете растения. Сапонария – это мыльный цветок, раньше он использовался, как мылящее средство. К Новому году уже была тьма заказов и Зоя делала их целыми наборами. 

«Все когда-нибудь проходит, и это пройдет», писал Соломон. 2014 год стал переломным. В стране ввели санкции и закупать ингредиенты для косметики стало дорого. В России многого не хватало и было не того качества. Мы решили сосредоточиться на бижутерии. Делали различные подвесы и кольца из полимерной глины и проволоки с натуральными камнями. Так Сапонария стала «Чертогом Сов». Я видел, что это не дает особых результатов и мне хотелось большего. Тогда мы решили «выйти из дома» и поторговать на фестивале «Майское дерево». Через час мы уже согласовали с организатором о том, что мы приедем к ним в Выборг. Стали делать новые вещи. Наш друг, который занимается кожгалантерей, наделал нам различных поясных сумок, обложек для паспорта и других вещей. Зоя наделала украшений, мы с приятелем сделали пару-тройку луков и стрелы. И со всем этим мы выставились на фест. Я никогда в жизни не проводил так круто свое время. Я работал и вместе с тем отдыхал! В результате оказалось, что мы за пару дней весьма неплохо заработали. 

Естественно мы продолжили. Мы пришли к тому, что нам интереснее производить самим, нежели брать у других. Старались научиться всему и у всех.  Стали не только изготавливать вещи, но и учить делать материалы для них. 

Какие товары вы делаете? 

В основном мы изготавливаем вещи для тех, кто интересуется исторической реконструкцией. Работаем с кожей, металлом, деревом, глиной и другими материалам.  Шьем историчную обувь и шатры, ткём обмотки, тесьму и вяжем носочки по старинным технологиям. Нам интересно делать не только реплики археологических находок, но и адаптировать, стилизовать старинные узоры и мотивы в современных предметах и вещах, так чтобы люди, которые покупают у нас уносили с собой частичку истории раннего средневековья. Людям нравится приобщаться к культуре реконструкции и бывает так, что после общения с нами некоторые приходят к нам на мастер-классы, а некоторые становятся даже частью мастерской. 

Что чаще всего пользуется спросом и что дорого лично вам?

Спросом пользуются различные вещи. Кому-то нравится керамика, а кому-то поясные сумки. Детям обязательно приглянется какая-нибудь игрушка или «блестяшка». Ну девушки — это почти всегда либо, колечки, либо сережки с заколками. Мужчины почти всех возрастов «залипают» на ножи. Хотя всегда бывают исключения из правил. Были даже случаи, когда вещи становились судьбоносными. Например: первый раз, когда мы только торговали на «Майском Дереве» в Выборге, к нам подошёл парень. Он недолго покрутился возле колечек, после чего спросил наше мнение- какое из двух больше понравится. Сойдясь во мнениях, он приобрел кольцо ушел. А спустя какое-то время, он вернулся уже со своей девушкой. Они оба нас благодарили. Оказалось, что он с этим колечком прямо там сделал ей предложение, которого так ждет каждая девушка. 

Конечно, такие вещи надолго остаются в нашей памяти, и мы долго храним истории, связанные с ними. А в целом, каждая вещь которую мы делаем дорога нам, ведь в каждую из них мастер вкладывает свое время силы, мысли и дыхание. Особенно это заметно, когда в процессе изготовления участвует только ручной инструмент.

Чтобы сделать аутентичные вещи, приходится ли вам изучать историю? Где берёте прототипы: интернет, экспедиции, общение? 

Конечно, чтобы сделать аутентичные вещи нам приходится изучать историю. Если быть точнее, археологию. Мы стараемся придерживаться пока 9-11 веков, но даже тут очень много всего. Мы не зацикливаемся на каких-то отдельно взятых вещах, будь то только предметы быта или украшения. Нам интересно пробовать себя в изготовлении как можно большего количества вещей, охватывающих жизнь людей того времени. Сам интерес не только в том, как они выглядели, но и додуматься, как они были сделаны. Ведь в то время, когда жили наши пращуры, не было тех инструментов и знаний что у нас сейчас. Интересно самим пройти их путем, самим изготовить вещь, как это делали они. Повторить то, что делали их руки, чтобы убедиться в том, что оно действительно было сделано так как предположили исследователи и археологи. 

История создания какой-то вещи в нашей мастерской начинается именно с любопытства. Нам любопытна вещь, которую у нас заказали или на которую мы случайно наткнулись. После этого мы начинаем искать по ней информацию. Вначале в сети интернет: во «ВКонтакте» много групп посвящённым тому или иному реконструированному региону. Там есть масса знающих людей, готовых всегда поделиться нужной информацией. Если недостаточно данных, то дальше мы идем на сайт «Тоже форум», посвященный реконструкции различного времени и регионов. А уж после этого сравниваем информацию с Госкаталогом. На нем находится большая часть музейных экспонатов, вместе с описанием материала, способом изготовления и фотографиями с линейками. Такие фото значительно упрощают изготовление вещи. 

К сожалению, множество находок не публикуется нигде, тогда выручают только знакомые музейщики, в закромах которых хранятся почти никем не видимые артефакты, либо знакомые археологи, у которых есть фото найденных вещей. 

Что из вещей, которые вы делаете, можно повторить, а какие работы уникальны?

«Нельзя войти в реку дважды, не изменив её» – говорил Платон. Можно делать одни и те же вещи, но каждая из них будет уникальна собой. Ведь невозможно в точности повторить изделие, хотя бы лишь потому, что при изготовлении каждого из них, мы по-разному думаем, по-разному чувствуем и даже по-разному дышим, а от того наши руки двигаются уже по-другому – не так как в прошлый раз. 

Да, у нас есть некоторые уникальные изделия. Но чаще всего такие вещи мы делаем по желанию заказчика. Так нередко бывает с кольцами или подвесами на шею или различные костюмы-будь то косплей или кино. 

Увидела в группе суперноски. Да ещё и вязаные одной иглой! Что это за техника такая? И как давно вы занимаетесь вязанием, обычно его больше считают женским занятием. Сами учились? 

Женским вязание стало достаточно недавно, примерно в 18-19 веке и в то время вязали уже спицами. Вязание же иглой опережает спицы на много тысяч лет и пользовался популярность в раннем средневековье. Этот способ был распространен не только у нас на Руси, но и в далекой холодной Скандинавии, где без таких носков было не обойтись. И именно вязание считалось мужским занятием. Самая древнейшая техника вязания иглой называется «архаик-стич», которая заключается в последовательном вязании узлов из пряжи. Создание рыбацкой сети или силка было не мыслимо без петель и узлов и считалось мужским занятием. К тому же есть теория о том что во время длительных морских походов вязание было полезным способом скоротать однообразные будни.

Техника, в которой изготовлены носки, виденные вами, называется «осло-стич». Много вещей, вязанных этим способом, было найдено в Дании. У нас на Руси находят в Белоозере и Великом Новгороде. Между собой техники очень похожи, но их различии хорошо отображаются в узоре. 

Сам я не занимаюсь вязанием, не хватает времени научиться. Этим занимается у меня жена, а также еще пара девушек. В нашей мастерской нет разделения на мужские и женские ремёсла, каждый занимается тем, что ему по душе. Есть даже девушки, с которыми мы вместе занимаемся ковкой металла. 

Фото из архива мастерской