Всё меньше дней остаётся до фестиваля средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел «Княжья Братчина». 4 и 5 августа любители фолка и реконструкции соберутся на стадионе «Центральный» в Старой Руссе, чтобы увидеть это яркое событие. «ВНовгороде.ру» продолжает знакомить вас с его участниками.

Сегодня в центре внимания группа «Сбитень». Ребята исполняют только аутентичные старинные песни, а чтобы сделать их более понятными современным людям, пишут лёгкие атмосферные аранжировки. Лучшие сто раз услышать...и хотя бы один раз о них прочитать! 

На наши вопросы отвечают участники группы Лара Степанова и Роман Стансков.

«Сбитень» на «Княжьей Братчине» знают и любят. Как вам кажется, будет ли сложнее удивить зрителей, ведь они уже знают вас? 

Поедем второй раз. Задачи удивить не стоит, хотя, конечно, повезем на «Братчину» и новые композиции. Главное, доставить удовольствие зрителю, подарить ему визуальный и музыкальный образы, которые вызовут живой отклик!

Где и как находите старинные песни – экспедиции, книги, интернет, общение? Что занимает больше времени поиск или обработка?

Еще лет 5-10 назад архивные записи были только в закрытом доступе, не считая официально изданных на пластинках, поэтому слушать аутентичный фольклор было прикосновением к «таинству» и некой прерогативой. Кроме этого общение с фольклористами, чтение специальной литературы помогало разобраться в песенном материале. Сейчас же в интернете много записей. Только слушай! Что касается аранжировок, то специально песен не ищем. Просто периодически их слушаем, ибо нравится, появляются новые идеи, что-то удается воплотить. Так что основное время – это «обработка», как вы говорите.

Ваша музыка с одной стороны аутентична, и, что, наверное, большой плюс  очень легко воспринимается даже «непосвящённым» слушателем. Как вам удалось найти такой баланс?

Спасибо, нам отрадно слышать такие слова. Наверное, это само как-то получается. 

Народные песни – живые. Они имеют свой характер, который раскрывается постепенно. «Нахрапом» сделать аранжировку тут не получится. Нужно время, пока песня не раскроется и постепенно не заиграет разными красками и оттенками, исходя из своей ладово-ритмической структуры. В этом случае мы говорим, что песня словно сама «диктует» нам свою аранжировку.

Как народная музыка влияет на быт музыканта? Есть ли в вашей семье какие-то старинные традиции, которые вы соблюдаете? Вообще какой «процент жизни», если можно так сказать, занимает музыка?  

Желание побыть на природе, приобрести или самим сшить одежду из хлопка, стараться философски относиться к жизни, кроме этого, домашние акустические репетиции с использованием народных инструментов… Музыка хорошо организует быт, помогает найти равновесие между рутиной и творчеством. Про семейные традиции, наверное, ничего не можем сказать, ведь все мы городские, родились в советское время, когда были уже другие традиции. Интерес к фолк-музыке и возник в свое время, потому что эстетика, которую она несла, была для нас новой.  

Музыка у каждого из нас занимает разное жизненное время: кто-то профессионально этим зарабатывает, играя и в других проектах, занимаясь преподаванием, а у кого-то музыка – хобби. Но так или иначе музыкой мы занимаемся с удовольствием.

Представьте себе ваше идеальное выступление. Площадка, люди, масштаб – какие они? У «Братчины» есть шанс приблизиться к идеалу?

К идеалу приводит совокупность множества факторов, которые можно долго перечислять. Но главное в выступлении – поймать эмоциональный контакт со слушателями. Идеальное выступление зависит не от величины площадки, а от её заполненности. Это может быть и квартирник из 20 человек, и клуб, а может быть большая уличная сцена. У нас нет своего фан-клуба, который бы следовал за группой куда угодно, поэтому чаще всего выступаем для незнакомой публики, причем последнее время более даже не из фолк-сообщества. Всегда здорово, когда люди «включаются» в нашу музыку, не только размахивая в такт банкой пива, но еще и слушая мелодию, включая уши, голову и сердце.

Площадка «Братчины» нам очень понравилась. Было и просторно и людно и, главное, был отличный звукорежиссер и настроенный им звук! Кроме того, у фестиваля, скажем так, достаточно концентрированная локация, когда на пространстве действуют сразу несколько зон, и каждый посетитель может без особого ущерба «переключиться» с одной площадки на другую. Ну и, конечно, радует, что на фестивале есть и реконструкторские клубы, занимающиеся культурой и ратным мастерством древней Руси, это очень здорово. Да и названием фестиваля говорит за себя. 

Фото из архива группы

Герои «Княжьей Братчины-2018»: Triquetrum. Волынки и барабаны. Больше и ярче
 
Герои «Княжьей Братчины-2018»: GUTAGÅRD. Средневековая музыка у стен Кремля
 
Герои «Княжьей Братчины-2018»: Очелье Сороки. «Cо слушателем нужно быть предельно откровенным»