Фестиваль средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел «Княжья Братчина» всё ближе, и «ВНовгороде.ру» спешит познакомить вас с его участниками. Сегодня мы поговорим с группой «Очелье Сороки». Их стиль уникален: в исполнении коллектива звучат композиции, основанные на русских обрядовых календарных песнях, распевы на древних северо-западных диалектах. В музыкальном оформлении слышны отголоски скандинавской мифологии и северные мотивы в сопровождении этнических инструментов – давул, йоухикко, варган, колесная лира, калюка, бузуки, псалтирь, хакасский бубен.

О пути в музыке, старинных инструментах и слинянии прошлого с настоящим говорит Ульяна Шулепина –вокалист и музыкант.   

Группа на Княжьей Братчине уже не в первый раз. Как вам кажется, будет ли сложнее удивить зрителей? Или, может быть, их и не нужно удивлять? 

Да, мы уже второй раз будем выступать на Княжьей Братчине. Нам нравится этот фестиваль, и мы наемся, что и в будущем наше сотрудничество продолжится. В этот раз мы привезём программу в обновлённом звучании, с некоторыми новыми инструментами и песнями и которую мы посвятили выходу нашего нового полноформатного альбома «ИСТОЕ». Удивит ли она кого-то или нет, мы сможем узнать только после выступления. В любом случае, мы никогда не преследуем цели специально удивить или шокировать слушателей, просто идём своей дорогой и, если кому-то с нами по пути, то всегда искренне рады этому. 

Группа базируется в Москве, а в ваших песнях много Севера, скандинавских мифов. Откуда любовь к ним? Где находите материал экспедиции, старинные книги, интернет? 

Я бы сказала, что в наших песнях присутствуют отголоски скандинавских мотивов. Всё же в первую очередь наше творчество базируется на русских песенных традициях, на старинных русских текстах. А Скандинавия скорее слышна в инструментальном исполнении. Но это и понятно, ведь один из ведущих музыкальных инструментов в нашей группе это скандинавская тальхарпа или финский-карельский йоухикко. Это старинные струнно смычковые инструменты – смычковые лиры. Павел изготавливает их сам. Тема Севера для нас особенная и сакральна. Север предстаёт для нас не столько как географическое понятие, а как некий Дух земли, кладезь древних знаний, магическое пространство. 

Материал находим в старинных книгах, этнографических сборниках, различных аудиоархивах, также у нас присутствуют и авторские композиции. А за вдохновением уезжаем в путешествия. Последнее время мы всё чаще обращаем свой музыкальный взор в сторону Урала, Крайнего Севера, Сибирских регионов. 

На просторах интернета вас называют «мистическим фолком», и я, как слушатель, с этим согласна. Не боитесь ли вы заходить в сферу бессознательного? И как провести за собой слушателя? Неподготовленного это может даже напугать. 

Не стоит бояться самих себя. В своих музыкальных путешествиях со слушателями мы выбираем те дороги, которые не уводят в тёмную сторону. Зачем заигрывать с огнём и наживать себе кучу проблем. А чтобы провести за собой слушателя, для этого, в первую очередь, надо быть с ним предельно откровенным.

Вы используете много старинных инструментов. Где их находите? Как подбираете инструменты под песни?

Многие инструменты, звучащие в коллективе, сделаны руками нашего участника Павла Боева. В своё время он закончил Московскую консерваторию и ещё с тех времён увлёкся старинной музыкой. В наше время найти чертежи того или иного инструмента непросто, но можно, если очень захотеть. Некоторые были привезены им из путешествий. А не так давно темой изготовления музыкальных инструментов проникся и наш барабанщик Александр Брагин. Он совместно с Павлом изготовил два больших барабана на красивых резных подставках и теперь с удовольствием исполняет на них свои крутые пассажи :) 

Когда мы работаем над новым материалом, выбор инструментов для озвучивания композиции происходит всегда по разному. Иногда бывает, что вот есть текст, есть мелодия и совершенно чёткое представление, как всё это будет звучать. А иногда песня рождается сама по себе. Кто-то из музыкантов что-то наигрывает перед репетицией, другой проникся и тоже пошёл в «пляс», а потом и слова пришли, вот так, как-будто из ниоткуда, а в итоге получается готовая песня.

Постоянное обращение к старинной музыке, мифам – как это влияет на ваш быт, на жизнь в целом?

Влияние, безусловно, присутствует. К примеру, возник большой интерес к некоторым видам ремёсел. Начинаешь «копать» глубже, применять знания в практике. Это увлекает. Я с Павлом живу за городом в частном доме, которому уже 100 лет, можно сказать это моё родовое гнездо. После революции мой прадед приехал сюда из Вологодской области. Дом находится недалеко от Москвы и требует к себе внимания постоянного. Несомненно, те знания, которые мы получаем из различных источников и проверенные веками порой нам очень пригождаются, несмотря на то, что в быту мы используем современную технику для удобства, машины, телефоны, плиты, и т.п.

Когда работаешь долгое время над архивными этнографическими источниками, изучаешь фольклор и традиции народов так или иначе начинаешь погружаться в это, приобретается некий опыт. Изменяется видение окружающего мира, но это всё же в рамках сегодняшнего дня. И не надо забывать, что мы живём в другом времени, а может даже и в другом измерении. Не стоит примеривать на себя из прошлого без надобности и понимания абсолютно всё. 

Фото из архива группы

Герои «Княжьей Братчины-2018»: Shedda. Петь хором обязательно!
 
Герои «Княжьей Братчины-2018»: «Хольда». «Отдаём по полной, иначе не умеем»
Герои «Княжьей Братчины-2018»: «Хольда». «Отдаём по полной, иначе не умеем»