Фильм Евгения Баранова «Гоголь. Начало» стартовал по-чемпионски: в первый уикэнд (с 31 августа по 3 сентября) собрал 219,5 миллионов рублей. Только Великий Новгород, пребывающий под впечатлением кинофестиваля «Вече», отнесся к премьере индифферентно. Я сидел в зале, про который нельзя было даже сказать «полупустой». Это было бы преувеличением. Правда, случилась наша с «Гоголем» встреча в будни.

Про картину уже пишут, что это подражание Гаю Ричи («Шерлок Холмс») и Жану Кристофу Комару («Видок»). Я не заметил. То есть, зная о таких сравнениях, можно найти сходство, но никак не попытку подражания. Есть у «Гоголя» явные цитаты из фильма «Смерть ей к лицу», и из советского «Вия». И что? Эти сведения нужны только для того, чтобы показать читателю, какой автор начитанный и насмотренный.

Нет в фильме Гоголя. Точнее сказать: нет того, что в релизах подаётся как «по мотивам произведений». Что, если появляется на экране кузнец Вакула, так уже и мотивы – вместе с ним? Ерунда!

Картина передаёт стилистику творчества Николая Васильевича, которого часто называют писателем мистического жанра. Не спорим! Но в отличие от Эдгара По или Ирвинга Вашингтона («Легенда о Сонной Лощине») наш Гоголь – поэт мистики, а не певец ужасов. Хотя авторы фильма отдают должное хорору очень охотно. Особенно в конце фильма, когда чувствуется, что подустали: тогда у них и мертвецы активно стали переходить дорогу живым, и живые взлетели будто Паночка из упомянутого «Вия».

Наверное, стесняясь этого киношного трэша, они дают нам понять, что с творчеством и биографией светила русской литературы знакомы не понаслышке. Бросают его живого в гроб, ибо известно, что Гоголь очень боялся, что его похоронят живым. Заставляют сжечь тираж юношеской поэмы «Ганц Кюхельгартен». Дескать, мы-то знаем, что Гоголь сжёг второй том поэмы «Мёртвые души». А вы?

Но в целом фильм, выпущенный в прокат с меткой «Для детей старше 16 лет», производит весьма сильное впечатление. Стильный фильм. Как визуально, так и содержательно.

Сюжет? Он крепко скручен, хотя – на мой взгляд – вторичен. Молодой писарь 3-го отделения жандармов Николай Гоголь из любопытства (и скуки) напрашивается за компанию с сыщиком Яковом Гуро расследовать в селе Диканька серию убийств молоденьких девушек. «Всегда: чем дальше от столицы, тем сильнее суеверия», — иронизирует Яков Петрович, не принимая командировку всерьёз. И даже (как Костик из «Покровских ворот») предлагает юному коллеге: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?». Но всё не просто. Хлопают самого Гуро. И начинается чертовщина…

Олег Меньшиков (Яков Гуро) сказал о фильме так: «Наш проект — это не рассуждения о личности Николая Васильевича. Это лёгкая фантазия на тему Гоголя и его произведений. И, если кто-то на нас окрысится… Ну, слушайте, окрысятся так окрысятся… Раньше я был сторонником позиции: как написано, так и должно быть произнесено. Сейчас спокойно отнесусь, если услышу некие изменения, но до определённой степени, естественно. А с осовремениванием классики... Тут я, видимо, расхожусь с театром и кино, потому что то, что они называют осовремениванием классики, я называю… Да никак я это не называю!».

Если решите посмотреть «Гоголь. Начало» учтите, что будете иметь дело с произведением киноискусства, а не с экранизацией. Да что я вас учу?! А Павел Лунгин, снимая «Дело о мертвых душах», разве экранизировал? Что – «Ревизора» или «Мертвые души»? А «Ведьма» Олега Фесенко с Валентином Николаевым в главной роли – это экранизация «Вия»? Да в конце-то концов «Вий» Олега Степченко с картографом Джонатаном Грином в центре сюжета – это разве по Гоголю?!

Нет, ребята, если вы хотите Гоголя – берите в руки книгу. Если хотите кино – идите в кино. А если вам достаточно того, что на вас выплеснули на якобы кинофестивале якобы исторических фильмов «Вече», тогда ждите следующего фестиваля. Кстати, может быть, и Кончаловский приедет, ведь его «Рай» у нас гран-при получил. Надо бы уважить новгородцев, Андрей Сергеевич! В Венецию, небось, не поленился съездить, а там только Серебряного льва дали…

Кстати, 5 октября выйдет второй «Гоголь» – «Заколдованное место», потому что сомнения на счёт того, кто убивал девушек в Диканьке остаются. И сыщик Гуро, вроде бы, жив. Потом – «Гоголь. Вий», потом – «Гоголь. Страшная месть». А потом все четыре кинофильма объединят в телесериал и покажут тем, кто в кино не сходил. В принципе, можно потерпеть…

Фото: фото: пресс-служба канала ТВ-3