Если и бывают в жизни совпадения, то это одно из самых ироничных и вдохновляющих. В год, когда российская общественность пытается переосмыслить итоги столетия, прошедшего с 1917 года, в программе KINGFESTIVAL «Собачье сердце» Булгакова. Да еще в интерпретации французской (sic!) команды Le Rugissement de la Libellule. Ведь у них тоже был свой 1789 год, ставший своего рода эталоном для многих мировых социально-политических катаклизмов. Но речь не об истории, а искусстве.

Кому-то здесь надо пересказывать сюжет «Собачьего сердца»? Вряд ли. Многочисленные цитаты, ставшими обиходными, в том числе благодаря телефильму Владимира Бортко, складываются в пространство, полное горькой иронии. Французская театральная труппа превращает и без того фантасмагоричную прозу Булгакова в фейерверк эксцентричных артистических находок. Одним из центральных приемов становится живая музыка. Мы поговорили с режиссером, очаровательной Лорен Эрманн о замысле спектакля и ее любви к русскому искусству.

«Собачье сердце» полно отсылок к музыке и опере, как и в других произведениях Булгакова, который был меломаном. Это одна из сторон его произведения, с которой я соотношу и себя – музыкальность. На самом деле, общее направление моего творчества часто основывается на сочетании театра и музыки.

Персонажи спектакля в какой-то момент могут запеть, причем на совершенно неожиданный мотив. И это тоже часть фантастической игры, раздвигающей культурные и временные границы, которые затеяли авторы спектакля. Правда, в постановке есть одна музыкальная константа.

Я выбрала в качестве основных инструментов флейту и виолончель, потому что их звучание близко к человеческому голосу. И в спектакле они в качестве одних из главных действующих лиц участвуют в драме. Кроме того, у этих инструментов широкий набор выразительных средств, они равно могут быть использованы в классическом, современном или популярном репертуаре. Я нашла интересную гибкость, связанную с различными вариациями булгаковской атмосферы. Поэтому я попросила Фабио Переса Муньоса и Оливье Омбредана сочинить темы, которые исполнялись бы вживую во время спектакля.

Флейту Оливье Омбредана новгородские зрители уже слышали в инсценировке поэмы Маяковского «Облако в штанах», которую Le Rugissement de la Libellule показывали в 2011 году. Откуда у французских артистов такая любовь к русской литературе первой четверти XX века?

Этот период литературы и искусства меня очаровывает. Мы чувствуем энергию, изобретательность и невероятную свободу. За 40 лет (примерно с 1890 по 1929 год), творцы стремились создавать новые формы, приспособленные к новому потрясенному миру. Они расширяли границы литературы, в том числе используя методы изобразительного искусства, кинематографа, музыки. Это период, когда искусство опиралось на глубокую рефлексию, чувствовало потребность понять мир и участвовать в его переопределении. Возникал энтузиазм, своего рода «эстетическая вера». Рискуя сделать ошибку, авторы в действительности защищали свой мир. У Маяковского, точно так же как у Булгакова, который мне очень нравится, есть эта смесь серьезности и насмешки. У обоих просто сокрушительный юмор. Каждый по-своему, они обращаются к читателю/зрителю с большим уважением, это диалог. Каждый по-своему, они создают поэтические образы, часто игривые, иногда метафизические. И читатель/зритель должен проявлять активность, чтобы войти в их мир. Кроме того, я думаю, вопросы, надежды и тревоги того времени имеют много общего с сегодняшним днем. А потому я считаю, что необходимо думать об этих произведениях и делиться ими с публикой, в частности во Франции, где они менее известны.

Показать свою солидарность в популяризации и интерпретации русской классики вместе с французской труппой новгородцы смогут 22 апреля в 20:00 на сцене областной филармонии им. А.С. Аренского. Спектакль проходит при поддержке мэрии Нантера.

Кстати, побратимские связи Великого Новгорода с Нантером и открыли возможность для этого энергичного и заразительного сотрудничества.

Моя личная и компании «Рев стекозы» связь с Великим Новгородом особенная. У нас долгая совместна история! Мы приехали впервые в 2004 году и провели три творческие недели, которые завершились созданием спектакля Novgorod - Sortie Est. Мы с удовольствием следим за творчеством театра «Малый» и открыты для участия в фестивале. Для нас важно чувствовать, что новгородцы следят за нашей работой на протяжении многих лет. Всегда интересно пообщаться после выступления с публикой и молодыми критиками. И это возможность показать свои работы за пределами Франции («Облако штанах» мы также играли в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге, а также меня пригласили на фестиваль в Турцию, что стало возможным благодаря KINGFESTIVAL). И, конечно же, вообще просто приятно вернуться в Великий Новгород, который мы очень любим!

Благодарим за помощь в контакте с театром Льва Никитина.