Умиляясь детской речи родители могут и должны способствовать её правильному формированию. Своевременное обращение к логопеду даст возможность речи ребенка благотворно влиять на его общее развитие, мышление и коммуникативные навыки. В этом уверена логопед-дефектолог ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» Елена Никитина и рассказывает читателям «ВНовгороде.ру» почему. 

В консультативной поликлинике ОДКБ логопед, по направлению педиатра или невролога, обследует детей с нарушениями речи, устанавливает речевой диагноз, даёт рекомендации родителям по коррекции речевых нарушений. В компетенции логопеда ОДКБ направить ребёнка на стационарное лечение в отделении неврологии - в таком случае эффективность курса логопедических занятий совмещается с лечением, назначенным неврологом. Но чаще занятия ребенок посещает амбулаторно. Все дети, получающие лечение в различных отделениях больницы, консультируются логопедом по направлению лечащего врача.

На логопедических занятиях к каждому ребёнку мы подходим индивидуально – с учетом его речевых нарушений. В работу входит развитие органов артикуляционного аппарата и фонематических функций, речевого дыхания и силы голоса, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Внимание уделяется и профилактике дисграфии, устранению нарушений чтения и письма, – рассказывает Елена Владимировна.

Какие особенности речи должны насторожить родителей?

У специалистов есть вполне чёткие ответы на этот вопрос. Поводом для обращения к логопеду должно стать отсутствие гуления и лепетания в первый год жизни ребёнка, отсутствие к году понимания обращенной речи взрослого, маленький словарный запас к возрасту двух лет и замена речи мимикой и жестами. Прийти на приём нужно, если в 2-3 года словарный запас ребёнка беден, отсутствует фразовая речь, речь заменяет мимикой и жестами, «всё понимает, но не говорит». После трёх лет речь должна быть активна и понятна для окружающих. Не чёткая, смазанная речь и невыговаривание многих звуков в 4-5 лет – повод «забить тревогу». У ребёнка старше шести лет должно насторожить нарушенное звукопроизношение, пропуск или перестановка слогов, трудности с заучиванием стихов и пересказом. В норме у младших школьников не должно наблюдаться трудностей при овладении навыков чтения и письма. У ребёнка любого возраста речь не должна иметь нозальный оттенок – он не должен говорить «в нос» (при отсутствии заложенности носа).

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда к 2 годам ребёнок не говорит, но уже на этапе запаздывания гуления и лепета – поясняет логопед Никитина. – Чаще всего родители думают, что «пройдёт время и малыш заговорит».

Но такая позиция приводит к тому, что речевая задержка становится препятствием в развитии речи. А дальше следует неуспеваемость в школе. Родители должны знать, что речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт общения от окружающих. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Родителям нужно уделять внимание своей речи. В раннем возрасте велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи ребёнка, он служит предпосылкой к формированию и развитию разговорной речи. 

Специалисты ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» рекомендуют придерживаться правил, способных помочь формированию правильной речи ребёнка. Не нужно «сюсюкаться», подражая речи ребёнка, наоборот, говорите всегда чётко и плавно, спокойно и неторопливо, эмоционально выразительно. Говорите простыми фразами, старайтесь не использовать в своей речи труднопроизносимые слова, непонятные выражения и обороты. Всегда поясняйте незнакомые ребёнку слова, по возможности иллюстрируйте их. Результат работы с логопедом напрямую зависит от усердия родителей – ежедневно выполняйте рекомендации специалиста. Хвалите ребёнка за малейшие успехи в освоении речи и не позволяйте никому передразнивать его или раздражаться от непонимания сказанного. 

Одним из распространённых вариантов нарушения речи является заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи. Заикание вызывается судорогами мышц речевого аппарата. При заикании наблюдаются вынужденные остановки или повторение отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте 2-5 лет. Причинами заикания могут быть сходные трудности у родителей – в настоящем времени или в детском возрасте. Заиканию способствуют внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, недоношенность, травмы во время беременности и в родах, инфекции, поражающие центральную нервную систему – менингиты, энцефалиты, травмы и повреждения головного мозга – сотрясения, ушибы. Также причинами могут быть и психологические травмы – испуг, страх, стресс, неправильное воспитание в семье: избалованность или воспитание «примерного ребёнка», неправильное формирование речи ребёнка – быстрая речь родителей. Не исключено и возникновение заикания по подражанию. Важно не пропустить первые признаки заикания и обратиться к логопеду и неврологу. Комплексное лечение в условиях стационара будет назначено, если ребёнок затрудняется перед началом речи, употребляет лишнее звуки (а, и, э), повторяет первые слоги и целые слова в начале фразы, делает вынужденные остановки в середине слова или фразы. 

Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для ребёнка в целом. Развитая речь помогает ребёнку думать и размышлять, подталкивает его к исследованию мира, делает его спокойным и уверенным в себе, успешным в общении.

К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что многие родители не прилагают усилий к развитию речи малыша «сам научится». В действительности же постоянно и осознанно разговаривать с ребёнком нужно с младенчества. Если этого не делать, то велика вероятность, что ребёнок поздно заговорит, как минимум. В худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку в развитии. Тогда проблемы детского возраста перейдут во взрослую жизнь и создадут трудности в достижении жизненных целей в выборе профессии, в личной жизни. Сюда же добавится обида на родителей, что вовремя не предприняли никаких мер.

Получить направление по показаниям на консультацию к логопеду ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» можно у педиатров и неврологов поликлиники по месту жительства. При самостоятельном обращении запись по телефону: 8(816)2635351.