В Музее изобразительных искусств гостит выставка живописи из Турина. Итальянец Пино Мантовани покорил сердца российских зрителей коллекцией «Двусмысленность», которая после Архангельска и Ясной Поляны прибыла в Великий Новгород.

Масштаб представленных работ можно соотнести с росписями храма. Это огромные полотна 1,5–2 метра в высоту. Но есть и миниатюрные, почти камерные композиции, которые рядом с монументальными картинами выглядят как немного лукавые штрихи, отвлекающие от широкого вздоха и уводящие в мир более человечный, интимный. Стоит отметить, что 33 работы идеально вписались в большой выставочный зал музея.

DJk Cg8S6pY

Удивляет и техника, позволяющая художнику создавать дерзкие, впечатляющие эффекты. На холст без грунта наносится темпера, которая своими матовыми тонами позволяет видеть и шероховатую, самодостаточную фактуру основы. Линии и формы автора вступают в игру с естественной средой, напоминая порой потускневшие фрески храма, порой ветхий пергамен учёной книги.

Ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, кандидат искусствоведения Татьяна Володина предупреждает посетителей выставки:

«Двусмысленность» - не самое удачное название, точнее прозвучал бы перевод итальянского слова, которое означает «многозначительность». Ведь и художник говорит о своей концепции как о повторении, в котором всегда можно найти различия с оригиналом. И действительно, сюжеты его полотен многим покажутся известными, законченными, но их интерпретация Мантовани кажется незавершённой. Также художник обращается и с приемами, стилями, отдавая дань великим эпохам, но творя на их основе собственную художественную реальность. Так множатся значения, варианты, интерпретации.

Вот античная мифология: экспрессионистский «Нарцисс» смотрится в воду, которая не вмещает его отражение полностью. Это миг, который вобрал в себя мрачное предсказание о судьбе юноши, и в то же время начало его превращения в цветок, символ гордости и самовлюблённости. Или «Двойная Даная», на которой Зевс в образе золотого дождя стал фоном для героини (героинь?) в ренессансных формах, спорящих с Тицианом и его последователями. Удивительного эффекта художник добивается в картине «Статуя». Античная скульптура на вызывающем красном фоне действительно кажется мраморной и объемной, будто запечатлённой в новаторской фотографической технике. Изображая предмет в двух ракурсах, художник будто вращает его при экспонировании. И музейный мотив начинает звучать одновременно академично и иронично.

nr5nYl5a71c

Глубокую любовь к искусству итальянского Возрождения у Пино Мантовани легко перенять через такие работы, как «Благовещение», «Сиенское благовещение», «По мотивам Понторно», на которых библейские персонажи из сонма людей и ангелов напоминают о фресках Микеланджело. Они будто утратили свои яркие краски, стали тенями, но ближе и интимнее.

Взгляд притягивают и сильные позы героев картины «Взаимно». Не персонажи ли это трагедии Александра Таирова в Камерном театре 1910-х годов, когда Александра Экстер принесла супрематизм на сценические подмостки?

385m2V7gL0Q

На выставке «Двусмысленность» Пино Мантовани легко потеряться в манящих, играющих матовыми полутонами тенях прошлого, которым художник придал новую жизнь. Люди и их живописные отражения будто вышли из каких-то полей Элизиума искусства. Они не могут сделать шаг в реальность, но с удовольствием затянут зрителя в мир на границе с небытием, где можно испытать ту светлую грусть, которая остается после очистительного потрясения.

У себя на родине Мантовани известен также как искусствовед, автор научных трудов и куратор выставочных проектов. Кстати, сами художник обещает приехать в Великий Новгород в начале марта и провести воркшоп.

5jrRB90CiPk

Фото автора