О том, что выставка «Частная территория. Живопись Виктора Данилова» как бы и не случайно открылась в Музее изобразительных искусств под Новый год, говорили все участники вернисажа. Нет, никакой праздничной мишуры и даже снега на картинах известного петербургского художника нет. Но при входе в зал сразу ощущается заряд бодрости и оптимизма, который транслируют картины.

Около 40 произведений – это лишь маленькая часть наследия Виктора Данилова, которому в этом году могло исполниться 70 лет. Когда сотрудники Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург) задумали этот выставочный проект, то выяснили, что его картины буквально разбросаны по всему миру. Коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Тюменского музея изобразительных искусств, Музея современного искусства Нортона и Нэнси Додж в Циммерли Арт Музеум (Нью-Брансвик, США), многие европейские частные коллекционеры могут похвастаться своими приобретениями. Чем же так привлекателен художник, «мухинец», попробовавший себя во многих жанрах и формах изобразительного искусства?

Автопортрет художника, который можно увидеть на выставке, производит впечатление сурового, строгого человека, - рассказывает один из кураторов, заведующая выставочным отделом «Манежа» Елизавета Павлычева. Но когда смотришь на картины, то видишь ироничный мир, полный радостной энергии. Когда я отбирала картины для этой выставки, то вернулась из мастерской совершенно в другом настроении.

По залитым солнцем полю бегут «Влюбленные» в их наготе, условных, будто нарисованных детской рукой, фигурах много наивности, но и взрослого лукавства. Столь же наивны батоны колбасы, головки чеснока, разрезанный лайм, но в угловатости, сочных красках чувствуется инерционное движение. Как и в бытовых предметах – кофемолке или швейной машинке – в них живет человеческая созидательная энергия. А вот в сюрреалистической «Прогулке вокруг яйца» есть не только иронично-философский смысл. Тончайшая игра со светом и цветом буквально затягивает в мрачноватое по краскам полотно, открывая бесконечный, самовоспроизводящийся мир фантазии. И, конечно же, многих посетителей порадуют домашние животные – коты и собаки. Каждый «портрет» выполнен в своей манере, но с огромной любовью и теплотой.

Мы надеемся, что выставка понравится строгому взгляду новгородцев и принесет им позитив, радость, говорит заместитель директора «Манежа» Татьяна Ларина. – Один раз посмотрев эти работы, к ним возвращаешься. Они отличаются артистизмом, притягательностью и разнообразием.

Кстати, настоятельно рекомендуем посетителям найти на выставке картину «Частная территория», которая и подарила ей свое название. По афише Новгородского музея-заповедника видно, что сюжет ее составляют две коровы, пьющие чай. Казалось бы, в этой детской истории ничего сверхъестественного. Но отойти от этой работы удастся не сразу…

Выставка продлится до 23 января. По одному билету можно также увидеть Москву глазами известного кинохудожника Евгения Куманькова («Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Садко», «Не может быть!»). Продолжает работу и знаковая выставка «Грузино – «маленький Петербург» графа Аракчеева», на которой собраны подлинные реликвии, сохранившие для посетителей память о малоизвестных чертах характера знаменитого государственного деятеля имперской России.

Фото автора