18 ноября в 18:00 в культурном центре «Диалог» открылись две фотовыставки. Первая – генерального консула Италии в Санкт-Петербурге Леонардо Бенчини «По ту сторону смыслов». Вторая, нашего земляка, журналиста Антония Киша «Люди и камни». Мероприятие обещало быть интересным. И мы решили посетить его. Забегая вперед, скажем – мы не ошиблись.

Как часто мы задумываемся над смыслом изображения? Вот оно есть – красочное, интересное, может быть даже красивое. И непонятное. Чаще всего, такое пропускается с возгласом: «Опять какую-то туфту сделали!». А ведь порой смысла куда больше, чем кажется. Как выразился Антоний Киш на открытии своей фотовыставки «Люди и камни»: «Людям больше нравятся бессмысленные и красивые картинки». И на борьбу с подобной проблемой выходит итальянский дипломат и фотограф Леонардо Бенчини. Его фотовыставка располагалась на первом этаже центра «Диалог». И для нас это было нечто невероятное!

Каждая из фотографий – отдельное произведение искусства. Не всегда красивое, но в памяти надолго остается. Причем над каждым фото стоишь и задумываешься – а что это изображено? То ли это льдинка в луже, то ли заснеженная гора… Или вот другая, что это? Четыре медузы? Не похоже. И в таких долгих раздумьях стараешься понять – а в чём смысл?

Как сказал сам Леонардо Бенчини, он не хотел делать обычные и очевидные фотографии. Ведь очевидность – это слишком легко. По его словам, нужно смотреть дальше, что по другую сторону. Иначе все становится банально. Сама задумка выставки – найти у работ неочевидный смысл.

Долго мы переходили от одной работы к другой. И в каждой старались найти этот самый смысл. Идеи приходили самые разные, причем одна фантастичнее другой. Вся задумка сводилась к тому, чтобы заставить людей подумать над фотографией. Не просто посмотреть и восхититься красотой снимка, а задуматься и… наделить изображение собственным представлением. Что означают вот эти линии? Почему работа представляет собой две симметричные части? И как так вышло, что простая водная гладь вдруг превратилась в такой фонтан цветов? На эти и многие другие вопросы могут ответить лишь два человека – фотограф и зритель. И от небанальности мышления обоих зависит и смысл работы.

Тот же посыл и у работ Антония Киша, выставка которых проходила на цокольном этаже. Все мы привыкли к парадно-открыточным изображениям достопримечательностей и пейзажей, отдающих глянцевостью. Такие фото, конечно же, очень красочные, но в них нет той искры, которая вызывает микровзрыв в сознании. Антоний Киш путешествовал по разным городам Европы, но у него не было цели быть одним из миллионов туристов, сфотографировавшем, допустим, Собор святого Петра. Его внимание привлекали люди, которые оживляли эту замершую в веках реальность. На фотографиях Киша людей как будто застали врасплох  вот две девушки оживлённо обсуждают последние новости, а рядом фото целующейся на улице парочки. Это не постановочные фото  они наполнены искренними эмоциями. Нас особенно поразило изображение девушки в инвалидной коляске, которую везла её подруга. Оказалось, что они  семейная пара. Мы уже предвидим презрительное фырканье и обвинение в пропаганде сексуальных меньшинств. Но в самой фотографии отражена неподдельная любовь и забота. Нам подумалось, а если всё не мерить стереотипами, а попытаться увидеть другую сторону медали?

В каждой фотографии кроется своя история. И люди на них совершенно разные. Это отнюдь не собирательный образ европейца,  подмечает Антоний Киш.

Мы останавливались около каждого портрета и жадно вглядывались в детали. Ведь и мусульманские женщины, и весёлая итальянская семья, и старик, читающий газету, переходя улицу  всё это разные стороны нашей многогранной жизни. И это бесконечное движение идет в гармонии с каменными статуями, мостовыми, старинными домами.

Две, казалось бы разные выставки! А говорят об одном и том же: не стоит мыслить банально и стереотипно. Ведь именно от нашего мышления и зависят взгляды на окружающий мир. Будь то «стереотипный русский/итальянец/американец» или просто фотография с необычного ракурса.

Фото my-travels.club, Леонардо Бенчини и Антония Киша