В зале усадебного портрета Музея изобразительных искусств до 30 октября можно увидеть 6 произведений, объединённых темой «Для памяти потомству своему. Дворянский и купеческий портрет XIX в. из собрания Новгородского музея-заповедника». 

Провинциальный дворянский и купеческий портрет – замечательное явление русского искусства второй половины XVIII – XIX вв. Воплощая мировоззрение каждого сословия, отражая нравственные, религиозные и эстетические идеалы, портрет зримо служил показателем положения в обществе и жизненного уровня. Образы предков как важную семейную реликвию передавали из поколения в поколение. Нередко в сознании дворянина представления о семейных портретах и родовой вотчине сливались воедино. Для купеческого и мещанского сословия портрет также являлся своеобразным воплощением «духа» дома, знаком устойчивости и незыблемости бытия.

Как рассказали в музее-заповеднике, небольшая коллекция на время заменит часть экспонатов, которые переместятся на выставку «Грузино – «маленький Петербург» графа Аракчеева». А потому у посетителей есть замечательный шанс увидеть картины, которые не часто показывают публике. 

К числу дворянских портретов принадлежит небольшое изображение неизвестной девушки в сшитом по моде 1840-х гг. белом платье с рукавами-буф и легкой газовой пелериной на плечах. Автор портрета Н. Чемесов, возможно, сын прославленного гравера екатерининского царствования Е.П. Чемесова. Аналогичный портрет находится в собрании Эрмитажа, а Новгородским музеем данная работа была приобретена в начале 2000-х годов. 

Среди купеческих портретов особого внимания заслуживает исполненный в 1818 году нижегородским художником П.П. Веденецким «Портрет И.П. Кулибина». Известный изобретатель и механик-самоучка представлен сидящим у стола с циркулем в руках в окружении своих изобретений. На столе изображен телескоп, на котором висят часы «в гусиное яйцо мерою, достойные удивления и великой похвалы», на фоне – чертёж инженерного чуда своего времени – однопролётного трёхсотметрового деревянного моста через Неву. Находясь на службе в Петербурге, Кулибин, верный обычаям своего сословия, отказывался оставить русское платье и сбрить бороду, чтобы получать общие отличия – чины, ордена и т.д. Императрица, узнав об этом и одобряя уважение талантливого изобретателя к обычаям, пожаловала ему в 1778 году особую золотую медаль «За заслуги» для ношения на шее на Андреевской ленте, с которой он изображён на портрете. 

Фото из архива музея-заповедника