С начала 2016 года археологам в Великом Новгороде удалось найти 11 берестяных грамот, а недавно в Старой Руссе была обнаружена ещё одна, ставшая для города 46-й по счёту. Всего же 12 древнерусских городов (включая Беларусь и Украину) входят в число мест, где обнаружены послания из прошлого. Полевой сезон ещё в своём зените, но учёные уже готовы поделиться некоторыми соображениями по поводу того, о чём писали древние новгородцы в «свежих» грамотах и какие же новые представления об их жизни это нам даёт. Наиболее интересные факты и гипотезы представил академик, доктор филологических наук Андрей Анатольевич Зализняк, которого начальник Новгородской археологической экспедиции Валентин Лаврентьевич Янин назвал «главной находкой». Здесь хочется отметить, что каждое выступление учёных – от первого прочтения грамоты до промежуточного комментария насыщается удивительными подробностями. 

Первый улов – 2016 был сделан ещё в феврале на раскопе Козьмодемьянский-III. В слоях XIV века сохранился фрагмент грамоты, получивший номер 1074. Послание господам Якову и Ивану от сирот (так называли крестьян в конце XIV – начале XV века) содержит сетование на то, что пожалованный год назад рубль так до них и не дошёл. Андрей Зализняк рассуждает: 

Мы сталкиваемся с необычным. Рубль поступает не как дань господину, от господина крестьянам в качестве какой-то награды или поощрения (из самой грамоты подробностей мы узнать не можем). Таких посланий ещё не было. Одновременно мы видим, что если некий господин пожелал наградить кого-то рублем, то его управляющие это добросовестно не исполнили. И оборванная фраза нам как бы намекает, что просьба сирот в том, чтобы он запросил у ответственных о своем распоряжении. Сама эта ситуация для нас нова, интересна и расширяет наши представления об отношениях этого времени в обществе. 

Размышляя, кем же были Яков и Иван, ученые столкнулись с явлением, которое уже не раз бывало. Елена Александровна Рыбина вспомнила, что в грамоте №30, найденной в этой же части Новгорода и относящейся примерно к этому времени, есть послания от Якова к Ивану. Вполне возможно, что крестьяне писали тем же самым людям. А временной отрезок между двумя находками составил 64 года! 

Ещё один документ №1077 с того же раскопа и того же времени представляет собой классическое завещание. В нём приводится очень строгий учёт того, что будущий покойный оставлял и в чём должен быть наведён порядок. Он указывает, с кого и что должно взять наследникам (и это довольно большой список людей). А последняя часть завещания – сколько он должен отдать (и поручает это исполнить тем же наследникам).

Мы хорошо знаем этот образец. Отходя с сего света, человек оставлял необычайно точные указания, чтобы прибыть в иной мир с честным расчётом.

А в грамоте №1079 группа людей требует направить позовника к другой группе лиц. Позовник – это средневековая должность, отправляя которую человек приглашал ответчиков в суд. Среди тех, кто должен предстать перед судом, учёный обратил внимание на Онцифорова Ивана – Ивана Онцифоровича. Историкам хорошо известно, что совсем рядом, на Неревском раскопе была обнаружена усадьба знаменитого посадника XIV века Онцифора Лукинича. Возможно, Иван – один из его неизвестных ранее историкам сыновей. 

Мы застали Ивана Онцифоровича не в самый удачный момент его жизни. Но будем надеяться, что он оправдался, – шутит Андрей Зализняк. 

Ещё одно стечение обстоятельств – и берестяных грамот – случилось практически на глазах учёных. На раскопе Нутный-IV, который в летнем сезоне дарит археологам наиболее яркие и многочисленные находки, найден фрагмент первой половины XIV века, №1081. Запись суммы некоего долга – достаточно частая находка. Но вот через несколько дней попадается грамота №1084 с подобным содержанием. Сличив документы, учёные увидели, что они написаны одним почерком. О дальнейших выводах, можно надеяться, мы услышим чуть позднее. 

1082

А вот №1082 – уже с Троицкого-XV раскопа. Большой лист исписан лишь в самом начале одной строчкой мелким почерком.

Составитель явно намеревался составить длинное послание, подготовил лист бересты, но почему-то успел написать одну фразу и дело своё бросил. Но эта фраза к счастью до нас дошла. Краткость грамоты не препятствует тому, что она может нас порадовать и озадачить, не мало проблем поставить. 

Читатели наверняка уже слышали – грамота навела историков на мысль, что финансовые документы со списком долгов не составлялись единовременно, а пополнялись по мере необходимости. И уж точно все слышали слово «посак», которое в СМИ легкомысленно было представлено как «неизвестное древнерусское ругательство». Вот как раз о том, было ли оно ругательством изначально или стало позднее, лингвисты стали размышлять. 

Слова «посак» в литературном языке нет. Оно обнаруживается в языке русских народных говоров Северо-Запада со значением «мошенник», «вор». Очень трудно нам было справиться с этим словом. Рядом в словаре обнаружилось слово «посач» с тем же значением. При более внимательном изучении близких слов, имеющихся в фонде русских говоров, обнаружился странный глагол «посадничать». Казалось бы, его значение – быть посадником, но на самом деле ничего общего. Значение этого глагола в говорах – бездельничать, попрошайничать, бродяжничать, заниматься мелким воровством. 

Учёный даже привел цитату из одного псковского документа, где слова «посак» и «посадничать» употреблялись в одном контексте. А вот Василий Никифоров-Волгин в одном из своих сочинений пишет: «Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. (Рассказ «Отдание Пасхи»).

Андрей Зализняк уверен, что «посак» – сокращение от слова «посадский» (пары таких сокращений нам хорошо известны: мастер – мастак, лошадь – лошак и др.). То есть, человек, живущий в посаде, а не в деревне, средневековый горожанин. Но поскольку представление у деревенских о городских было как о гуляках и бездельниках, то со временем слово приобрело иное, негативное значение. 

Мы у истоков, как это слово образовалось. Наша версия: в грамоте упоминается Артемий по прозвищу Посак, или просто уточнение, что он посадский. Ведь три берковска долга за ним – это много (около 500 килограммов), он не может быть попрошайкой. 

А самая древняя из найденных грамот относится ко второй половине XII века.

Изумительного качества и редкостной красоты. Ни единой буквы не пострадало, ни один штрих не ослаблен, не истёрт, читается идеально и задачи нам даёт первоклассные. 

260720162Впервые в руки учёных попала переписка мастеров-ремесленников. Радил даёт Радонегу (а не братья ли это – задают себе вопрос историки) наказ, как изготовить две цепи. Он подчеркивает, чтобы они были качественными и в срок к празднику. Но именно описание технологического процесса и ставит перед исследователями множество вопросов. Ответы на них мы услышим чуть позднее. 
Итак, 65-летие находки первой берестяной грамоты уже стало запоминающимся праздником благодаря новым открытиям. «Голоса древних новгородцев», по выражению Артемия Арциховского, на глазах которого свершилось это чудо, продолжают беседовать с нами, жителями XXI века. А проводниками служат блестящие учёные, отдавшие этому делу десятки лет и всегда готовые увлекательно и вдохновенно рассказать нам о делах давно минувших дней.

Фото автора и из открытых источников