Сегодня в залы Музея изобразительных искусств вернулась картина выдающегося живописца Владимира Боровиковского. «Портрет Е.И. Неклюдовой» был написан в 1798 году. Произведение, входящее в «золотой фонд» живописного собрания Новгородского музея-заповедника, посетители не видели около года. Именно столько понадобилось реставраторам, чтобы привести портрет в экспозиционный вид. 

Портрет находился под слоями сильно потемневших лаков, которые исказили первоначальный холодный голубоватый колорит произведения, – рассказывает заведующая мастерской масляной живописи Татьяна Бодина. Перед реставрацией был проведен целый комплекс исследований, в том числе оптический и микрохимический. Последние анализы были сделаны в химической лаборатории Русского музея. Мы разработали технологию, которая позволила утончить и снять четыре слоя лака. В результате изменился колорит, а утраты авторской живописи были тонированы.

Работе Боровиковского уже больше двух веков, и после такой реставрации ещё 50 лет она может радовать зрителей в экспозиции музея. Ведь на ней изображена незаурядная женщина. Елизавета Ивановна Неклюдова состояла в счастливом браке с обер-прокурором Сената, представителем старинного дворянского рода и близким другом Державина, была матерью девятерых детей и на момент написания портрета переживала потерю мужа. Художнику удалось отразить это печальное состояние. Через год она тоже ушла из жизни, а опекуном детей стал Державин.

Внимательные посетители смогут заметить, что в левом верхнем углу картины сквозь небо проступает ветка дерева. Во время работы Боровиковский изменил рисунок, поместив туда серое облако. Но с годами масляные краски стали прозрачнее, обнажив первоначальный замысел.

Фото автора

По глубинке босиком: усадьба помещика Неклюдова