В Новгородском музее продолжается работа над выставкой, посвящённой графу Алексею Аракчееву и его имению Грузино. Сейчас она получила рабочее название «Грузино – «маленький Петербург» графа Аракчеева». В музее поставили задачу рассказать об Аракчееве,  как о человеке, тесно связаного с Новгородской землей. На выставке к августу этого года будет представлено более 100 экспонатов, но о некоторых, наиболее ярких, было решено рассказать уже сейчас. Кстати, в залах Музея изобразительных искусств посетители уже давно могли видеть портреты самого графа, его братьев, а так же предметы из усадьбы в Грузино. Но большинство вещей находится в фондохранилищах или отданы на реставрацию. На краткое время извлекли на свет и рассказали их истории. А первая тема – почитание героем будущей выставки памяти императора Александра I.

Аракчеев очень трепетно относился к своим покровителям – Павлу I и в особенности Александру I. Он явно в душе был музейщиком,  с юмором рассказывает автор выставки, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов. Буквально все предметы, к которым прикасалась рука императора в Грузино, он музеефицировал. Каждый экспонат сопровождался пространной легендой. И вся усадьба была превращена в мемориальный комплекс. Для своих гостей хозяин водил экскурсии. Во дворце была мемориальная комната Александра I, называемая Синей гостиной, где останавливался император, бывая в гостях у Аракчеева. Другие предметы хранились в соборе Андрея Первозванного. Кроме этого в усадьбе стоял бюст, в соборе сооружен мемориал и незадолго до своей смерти в 1833 году Аракчеев поставил памятник. Он не сохранился, но недавно водрузили примерно на прежнее место постамент.

А среди реликвий, чудом уцелевших после гибели Грузино в военное время, приготовили к показу портфель, на первый взгляд достаточно невзрачный. Но именно с ним в течение 20 лет Алексей Андреевич ходил на доклады к императору. В нем хранятся папки от этих самых докладов. Портфель лежал на столе в Синей гостиной, а его историю рассказывает тисненая надпись.

Сам к себе Аракчеев относился достаточно критично. Об этой стороне его личности рассказывает шкатулка с пулями (сохранились две из четырех). Эти пули яйцевидной формы предложил некий изобретатель Александру I во время войны с Наполеоном в 1812 году. Якобы, они повышают меткость стрельбы, чем круглые, которыми пользовались в то время. Аракчеев осмеял эту идею как шарлатанство, на что получил высочайший вердикт: «Ты глуп». Через некоторое время другой изобретатель попросил денег на воздушный шар для наблюдения за вражеской армией с воздуха. И тут Аракчеев не поверил и снова услышал: «Ты глуп». Александр дал денег изобретателю, но тот скрылся в неизвестном направлении, не доделав проект. Когда торжествующий Аракчеев вернулся к императору, снова получил: «Ты глуп». И только тогда наш герой осознал, что Александр в такое сложное военное время хотел разными «прожектами» внушить народу надежду и отвлечь от бед. Ведь строительство шара вызвало небывалый ажиотаж. И вот в назидание за свою недальновидность Аракчеев хранил яйцевидные пули.

А в другой шкатулке хранилась нательная рубашка еще юного Великого князя Александра Павловича. Будущий император одолжил ее в 1796 году грязному с дороги Аракчееву, явившемуся по вызову Павла Петровича, готовившегося стать Павлом I. Граф завещал похоронить себя в этой рубашке, что и было исполнено. А потомкам досталась заветная шкатулка.

На выставке можно будет увидеть и почерк Аракчеева, которым он составил опись содержимого шкатулки с письменным прибором, «употребленным» (по выражению графа) императором в 1825 году в свой последний приезд в Грузино. Кстати, в списке есть непонятный «розан».

Но самая странная реликвия – шкатулка с частицами гроба, в котором везли Александра из Таганрога в Петербург. Она содержит деревянную щепку, фрагмент золотого галуна от украшения, запечатанные самим Аракчеевым гвозди. К шкатулке примыкает и облачение священника, сшитое из бархата, которым покрывали гроб императора. Об этом мы писали ранее.

На людей такое почитание производило разное впечатление. Кто-то восхищался его преданностью, кто считал, что это фальшиво, напоказ, - рассказывает Илья Хохлов.

Представление предметов из усадьбы Грузино еще продолжится. И хотя в этом году исполняется 220 лет с момента пожалования Аракчеевым имения и 200 лет проекту военных поселений, в котором свою фатальную сыграл Алексей Андреевич, автор выставки не планирует делать ее юбилейной. Просто пришло время явить широкой общественности реликвии, которые за последние 70 лет видели только узкие специалисты.

Фото автора